Фильм «Горячий снег», созданный по роману Юрия Бондарева, собрал огромную аудиторию в советских кинотеатрах - 23 миллиона зрителей. С тех пор прошло много лет, однако после реставрации он продолжает привлекать внимание зрителей.
Но помимо этого шедевра, стоит вспомнить и других литературных героев столь же важных для истории. Григорий Бакланов, Константин Воробьев, Вячеслав Кондратьев, Виктор Курочкин - их талант и вклад в литературу также заслуживают признания и уважения.
Вспомним также лейтенанта и писателя Виктора Астафьева и минометчика Булата Окуджаву, которым в этом году исполнилось бы 100 лет.
Также мы не должны забыть о капитане Викторе Некрасове и его повести «В окопах Сталинграда». Рассказ вышел в 1946 году на страницах журнала «Знамя» и захватывал читателей волнующими линиями. Несмотря на то, что всего полтора года прошло со дня окончания войны, Некрасов смог передать весь ужас и героизм войны через призму своего произведения.
Он показал не только победы армии, но и трудности, с которыми приходилось сталкиваться воинам.
Главная идея произведения была заключена в его названии - это опыт войны глазами простого солдата, который не стремится к победе, а лишь мечтает вернуться домой живым.
Но что можно увидеть из окопов? Вопрос, который задавал критикам «прозы лейтенантов». Ответ прост - лица боевых товарищей.
Но именно в этих лицах и начиналась подлинная литература о войне, так как именно они передавали аутентичность и чувства фронтовиков, только что вернувшихся из ада войны.
Роман Некрасова, к слову, был удостоен Сталинской премии, самой высокой литературной награды того времени. Однако впоследствии он был запрещен, и вот только в начале 80-х годов я, по счастливой случайности, обнаружил его в виде отдельного издания в маленькой районной библиотеке в городе Терскол, где его по недосмотру (или, возможно, намеренно) забыли изъять.
Прошло десять лет, прежде чем в журнале «Молодая гвардия» увидел свет роман лейтенанта Юрия Бондарева под названием «Батальоны просят огня». Также в том же году был опубликован другой роман - «Южнее главного удара» Григория Бакланова.
В 1961 году вышел роман «Журавлиный клик» белорусского писателя Василия Быкова, в 1963 году - «Убиты под Москвой» Константина Воробьева, в 1965 году - «На войне как на войне» Виктора Курочкина, а в 1969 году в журнале «Юность» увидел свет роман Бориса Васильева под названием «А зори здесь тихие...», ставший настоящим 'бестселлером', пользующимся огромной популярностью среди читателей, что подтверждается успехом экранизации этого произведения.
Так началось триумфальное шествие 'лейтенантской прозы' по всей стране. Ни цензурные запреты, ни негативная критика в центральных изданиях, ни даже молчание, как в случае с романом 'Убиты под Москвой', рассказывающим о трагической гибели курсантов Кремля, не смогли помешать этому явлению.
'Лейтенантская проза' никоим образом не умаляла подвиг великой войны. Она лишь показывала, какую цену заплатил советский народ за эту победу. 'Перед нами оживленный, настоящий художественный образ, который создал художник', - отмечал критик Вадим Кожинов, говоря о главном герое романа Виктора Курочкина 'На войне как на войне' Сане Малешкине, - 'образ, не поддающийся упрощенной критической оценке'.
Этот искренний художественный подход находит ответ на вопрос, почему мы одержали победу, в чем заключалось наше преимущество перед врагом. Война - это не только результат боевых действий, но и победа определенных характеров над другими.
Этот психологический аспект войны стал основой «лейтенантской прозы». Роман Юрия Бондарева «Горячий снег» исследует, как ведет себя столичный интеллигент, получивший командование над простыми солдатами. В повести Василя Быкова «Сотников» раскрывается внутренний мир человека перед лицом неизбежной смерти. Повесть «А зори здесь тихие...» затрагивает тему женщин и мужчины на войне под командованием.
Война, несмотря на свою жестокость, стала ареной, где проявлялись подлинные человеческие черты. Она сжигала лицемерие, сбрасывала маски, потому что в боях все равны. «Все, что могу», - говорит генерал Бессонов, вручая ордена выжившим артиллеристам в романе «Горячий снег». Он понимает вес этих слов, ведь именно он послал их на смерть, и благодаря им, а не ему, войска Манштейна были остановлены.
Литературные произведения, входящие в жанр «проза лейтенантов», застывали не только в описании войны. Эти произведения, также как и «деревенская проза» 50-60-х годов, заложили основы всей психологической литературы второй половины XX века. Подход к письму стал честным и открытым, парад представлялся устаревшим.
Конечно, были авторы, продолжавшие петь оду и восхвалять старое, но это не были они, кто был признан поклонниками, и, в итоге, не они считаются составляющими русской литературы второй половины XX века. Время расставило все по своим местам, и сегодня мы отмечаем не только 100-летие великой четверки, но и торжество литературы в целом.
В марте прошлого года президент РФ Владимир Путин подписал указ о праздновании 100-летия со дня рождения известного российского писателя Виктора Астафьева. С тех пор в селе Овсянка началось строительство Национального центра им. Виктора Астафьева, который станет центральным элементом мемориального комплекса, посвященного памяти великого писателя и станет местом сбора культурных событий, литературного искусства и памяти для местных жителей и гостей области.