В 2017 году движение «#MeToo» дало старт культуре отмены, при этом десятки известных личностей были обвинены в сексуальных преступлениях и неподобающем поведении. Важным вопросом является, в чем заключается суть этой культуры и какие последствия она имела.
Изначально кэнселлинг возник в американском сегменте Твиттера, где пользователи, в основном темнокожие, иронично «отменяли» разные вещи, в том числе друг друга, за незначительные ошибки. Однако постепенно это явление вышло за пределы шутки и обросло новыми значениями.

По определению Оксфордского словаря, кэнселлинг — это практика исключения человека из общественной или профессиональной жизни из-за его действий или высказываний, которые вызывают несогласие. Этот механизм действует следующим образом: когда публичная фигура совершает или говорит что-то неоднозначное или криминальное, информация об этом становится общеизвестной, после чего начинается активное обсуждение в социальных сетях и публикации в крупных изданиях.
Обычно звучат призывы к ответственности — требование уволить, лишить общественного влияния или привлечь к судебной ответственности. Однако четкого ответа на вопрос, что именно считается моментом полноценной «отмены», не существует.
Журналистка Эйджа Романо, изучающая этот феномен, утверждает, что кэнселлинг помогает восстанавливать социальную справедливость в условиях неравномерного распределения власти в обществе. Группы, которые ранее не имели возможности выразить свой протест, теперь могут призывать к ответственности тех, кто причиняет им вред.
Тем не менее, по ее словам, механизм далеко не идеален: лишь немногие известные лица действительно испытали серьезные последствия своей деятельности. Большинство сталкивались только с критикой и бойкотом, но это не всегда приводило к реальным последствиям для их карьеры.
В октябре 2017 года газета The New York Times опубликовала шокирующее расследование, где несколько женщин обвинили продюсера Харви Вайнштейна в многолетнем сексуальном домогательстве. Вайнштейн использовал свое влияние, чтобы добиваться от начинающих актрис сотрудничества, обещая им карьерный рост. Чем больше деталей всплывало, тем более ужасными казались его действия. Британская актриса Лизетт Энтони рассказала, что, несмотря на их долгую дружбу, он однажды изнасиловал ее у нее дома.
Это расследование выявило грубую реальность американской индустрии развлечений: проблема сексуального насилия со стороны влиятельных людей оказалась намного шире, чем предполагалось. Несколько дней спустя актриса Алисса Милано призвала женщин в соцсетях делиться своими историями под хештегом «#MeToo», предложив продемонстрировать масштаб проблемы. Вскоре под этим хештегом появилось 4,7 миллиона постов.
О харассменте со стороны Вайнштейна также рассказали многие известные актрисы, включая Роуз Макгоуэн, Гвинет Пэлтроу и Сальму Хайек. К маю 2018 года обвинения против продюсера выдвинули более 80 женщин. Хотя эти случаи о его поведении были известны в индустрии, действия Вайнштейна по-прежнему происходили на фоне молчания. Масштаб его преступлений вызывал ужас, поднимая вопрос о том, сколько женщин на самом деле пострадали от сексуализированного насилия.
Харви Вайнштейн столкнулся с широкой общественной осуждением, его поведение активно обсуждали в социальных сетях, и многие выражали поддержку жертвам его домогательств.
Продюсер Харви Вайнштейн лишился членства в Британской академии кино и телевидения (BAFTA) и был исключен из Гильдии продюсеров Америки. В результате скандала его коллеги и друзья выражали презрение, а его супруга подала на развод.
Вайнштейн пытался обвинить жертв в клевете, но затем признал свою вину и отметил, что ему очень жаль, пообещав исправиться. В мае 2018 года он был арестован, однако некоторые обвинения против него были сняты. Общественное возмущение привело к новому раунду расследований, в результате которых в 2020 году Вайнштейн был признан виновным по двум из пяти обвинений в изнасиловании и получил 23 года тюрьмы. В 2023 году срок увеличился на 16 лет в связи с новыми обвинениями.
Ситуация с Кевином Спейси развивалась параллельно. В октябре 2017 года актер Энтони Рэпп заявил, что Спейси домогался его в 1986 году, когда Рэппу было всего 14 лет. Хотя Спейси не помнил этого инцидента, он принес извинения. После этого более 30 мужчин обвинили актера в харассменте, среди которых были и подростки.
Одни говорили о том, что Спейси без разрешения трогал их, другие рассказывали о случаях сексуального насилия. Реакция Голливуда была быстрой: у Кевина Спейси отозвали премию «Эмми», Netflix прекратил сотрудничество с ним, а производство фильма о художнике Горе Видале было приостановлено. Все сцены с участием Спейси в фильме «Все деньги мира» были пересняты с Кристофером Пламмером.
В последние годы Кевин Спейси столкнулся с множеством обвинений в домогательствах, и последний из судебных процессов завершился в июле 2023 года, когда суд присяжных оправдал актера по девяти обвинениям. Тем не менее, он был вынужден выплатить 31 миллион долларов компании Netflix, связанной с сериалом «Карточный домик». После этих событий Спейси стал крайне редко появляться на публике, однако летом 2023 года он заявил о желании вернуться в кино.
В то же время, в октябре этого года лондонские кинотеатры отказались показывать фильм «Контроль», в создании которого участвовал Спейси. Кроме того, российский режиссер Александр Незлобин предложил ему роль в сериале «Конец света», но это сотрудничество не состоялось.
Совсем недавно, вскоре после выхода новостей о Харви Вайнштейне, в The New York Times был опубликован материал о комике Луи СиКее. Пять женщин обвинили его в том, что он приглашал их в свои апартаменты с намерением мастурбировать при их присутствии. Луи СиКей утверждал, что спрашивал у женщин согласия, но жертвы настаивали на том, что его действия можно воспринимать как принуждение.
После этих обвинений Луи СиКей мгновенно потерял контракты с менеджментом 3 Arts и концертным агентством APA. HBO отклонило его новые проекты, а Netflix отказался от покупки предстоящего специального выпуска. Его репутация навсегда была подорвана, и он стал одним из многих, кто заплатил высокую цену за свои действия.
Комик Луи Си Кей выразил сожаление о своих действиях, взял перерыв и пообещал исправиться. Судебных разбирательств в его деле не было, и после долгого молчания он вернулся в стендап-клуб «Comedy Cellar» в Нью-Йорке. Несмотря на возмущение некоторых коллег, Си Кей постепенно восстанавливал свою репутацию.
В 2021 году он вернулся к гастролям, а в 2022 был награжден «Грэмми» за лучший комедийный альбом. В результате отмены он потерял около 35 миллионов долларов и утратил телевидение, однако в 2023 году его концерты собирают полные залы на 21 тысячу человек, и он продолжает зарабатывать.
В то время как Си Кей восстанавливает свою карьеру, британская писательница Джоан Роулинг столкнулась с критикой за свои высказывания, связанные с трансгендерной темой. В июне 2020 года она репостнула статью с заголовком на тему равноправия и добавила саркастический комментарий, ставший предметом обсуждения.
Это вызвало негативную реакцию, и пользователи начали активно обсуждать её слова под хештегом «#RIPJKRowling». Активисты и сторонники прав трансгендеров обвиняли Роулинг в регрессивных взглядах, несмотря на её долгую историю поддержки ЛГБТ-сообщества.
Конфликт с транс-сообществом привёл к разногласиям: её прозвали ТЕРФ — трансэксклюзивными радикальными феминистками. Роулинг оказалась в центре обсуждений о прогрессивности, что ставит под сомнение её репутацию как защитника справедливости.
Группа феминисток, известная как ТЕРФ, высказывается против идеи гендерной идентичности, считая, что гендер определяется при рождении и формируется в процессе социализации, что подразумевает строгое соответствие пола. Из-за этой позиции они не включают трансгендерных женщин в свои движения.
Краткое упоминание о ТЕРФ стало оскорблением, используемым сторонниками других направлений феминизма. Столкновение с критикой в обществе усугубилось для Джоан Роулинг, когда она была исключена из специального эпизода HBO Max по «Гарри Поттеру». В трейлере к фильму «Фантастические твари: Тайны Дамблдора» ее имя также не упоминалось. Несмотря на раздутое недовольство, книги Роулинг, как старые, так и новые, продолжали занимать позиции мировых бестселлеров.
В 2023 году HBO Max анонсировал новый сериал по «Гарри Поттеру», и Роулинг была назначена исполнительным продюсером, при этом она по-прежнему выражает трансфобные мнения в Twitter.
В другом скандале, произошедшем в 2016 году, Эмбер Херд обвинила Джонни Деппа в домашнем насилии. Его адвокаты утверждали, что это ложные обвинения. В эпоху до движения #MeToo общественное мнение не поддерживало жертв, и многие сочли, что Херд клевещет.
В то время как Херд продолжала сниматься в фильмах, Депп получил роль в «Фантастических тварях». Спустя несколько лет, в 2019 году, скандал обострился, когда Депп проиграл суд таблоиду The Sun, который утверждал, что он действительно избивал свою жену. Суд признал 12 из 14 случаев домашнего насилия над Херд, что добавило новые оттенки к этому нашумевшему делу.
Актер Джонни Депп обнародовал голосовые сообщения своей экс-жены Эмбер Херд, в которых она признается в применении насилия к нему. Ведущий роль Гриндевальда в «Фантастических тварях» считает себя жертвой культуры отмены.
Из-за взаимных обвинений стало трудно определить, кто действительно виноват, и в интернете возникло разделение на разные лагеря. В 2022 году Депп и Херд встретились в суде. Несмотря на доказательства Херд и свидетельские показания, Депп выиграл дело, в то время как актрису признали виновной в клевете, что, по ее словам, вернуло общество к временам, когда женщинам, выступающим с обвинениями, угрожала публичная поругания.
По итогам процесса Депп был поддержан в соцсетях, что, по мнению его поклонников, свидетельствовало о восторжествовании справедливости. В этом году он вернулся в кино с фильмом «Жанна Дюбарри», хотя после «Фантастических тварей» не принимал участия в других крупных проектах.
Эмбер Херд была вырезана из нового фильма про Аквамена, хотя это объяснили независимыми от скандала обстоятельствами. Однако Херд также вернулась на экран: в сентябре 2023 года был представлен трейлер фильма «В огне» с ее участием.
В последнем сезоне подкаста «Дочь разбойника» журналистка Настя Красильникова освещает российские случаи обвинений в сексуализированном насилии, включая дела кинокритиков и журналистов. Один из самых громких случаев касается депутата Госдумы Леонида Слуцкого, который обвиняется в систематических домогательствах к журналисткам Фариде Рустамовой, Дарье Жук и Екатерине Котрикадзе.
Недавние случаи, связанные с обвинениями в сексуальных домогательствах, вызвали широкий резонанс в социальных сетях и СМИ. Особое внимание привлек случай с депутатом Леонидом Слуцким, который не признал свою вину и заявил, что сравнение его с Харви Вайнштейном было для него даже лестным.
Несмотря на создание этической комиссии в Госдуме, она не обнаружила нарушений, что оставило многих в замешательстве. Фарида Рустамова, одна из жертв, охарактеризовала процесс как унизительный.
После смерти Владимира Жириновского в 2022 году Слуцкий стал руководителем фракции ЛДПР, а расследования, по сведениям Красильниковой, не привели к наказанию ни одного из фигурантов, что подчеркивает сложность ситуации. Многие из них стали менее активными в соцсетях, но продолжают выполнять свои обязанности.
Не менее обсуждаемым стал случай телеведущей Регины Тодоренко, которая в 2020 году в интервью заявила, что для жертвы домашнего насилия необходимо быть "психологически больным человеком". Это высказывание вызвало бурю возмущения: общественность и коллеги осудили её, а такие компании, как PepsiCo и Pampers, прекратили с ней сотрудничество.
В ответ на критику Тодоренко быстро извинилась и выпустила документальный фильм о домашнем насилии, в котором приняла участие множество специалистов. Также телеведущая пожертвовала 2 миллиона рублей на поддержку соответствующих инициатив в России, что стало значительным вкладом в борьбу с насилием.
Регина Тодоренко сумела восстановить свою репутацию и вернулась в сериал «Орел и Решка». С тех пор она продолжает развивать свою карьеру, проводя марафоны в блоге и ведя новое тревел-шоу «Руссо Экспрессо» с Тимуром Родригезом на телеканале «Пятница!».
Тем временем, тема культуры отмены в медиа и среди политиков приобрела гипертрофированные масштабы, минуя безобидные шутки в социальных сетях. В американском обществе восприятие кэнселлинга разделилось по политическим линиям.
По данным исследовательского центра Pew, либеральные американцы рассматривают кэнселлинг как призыв к ответственности публичных людей за правонарушения или высказывания, особенно когда на них есть законные основания. Напротив, консерваторы видят в кэнселлинге цензуру и ограничение свободы слова.
Отношение к ответственности также зависит от политических взглядов: демократы чаще, чем республиканцы, считают нормальным призывать публичных людей к ответственности через соцсети. Правые политики в США начали использовать искаженное представление о культуре отмены в своих интересах.
На Национальном съезде Республиканской партии в 2020 году несколько спикеров упомянули кэнселлинг как тревожное явление, а Дональд Трамп отметил, что цель культуры отмены — заставить американцев жить в страхе перед увольнением и общественным осуждением.
Резолюция одного из спикеров указывает на то, что культура отмены вышла за пределы разумного и стала «стиранием истории», при этом поощряя беззаконие и лишая граждан прав голоса и свободы слова.
Риторика данной позиции активно поддерживается некоторыми СМИ, например, Fox News нацеливает свою аудиторию на страхи, что либералы стремятся отменить даже главные национальные праздники. В результате консервативные избиратели начали воспринимать эту тему гораздо чаще, чем их либеральные оппоненты.
В 2022 году российская пропаганда подхватила этот нарратив, выставив кэнселлинг как «отмену русской культуры», которую якобы применяет «коллективный Запад» для дискредитации России. По данным издания «Коммерсант», власти рекомендовали СМИ использовать идею культуры отмены для общения с населением, чтобы стимулировать «патриотические настроения».
В так называемом видеоэксплейнере Российского общества «Знание» утверждается, что предшественником «либеральных творцов культуры отмены» был Адольф Гитлер, который провел сожжение книг в Германии в 1933 году через факельные шествия.
Данная акция, организованная нацистами, стала первым примером культуры отмены в истории. Во всех пропагандистских статьях и роликах культура отмены представляется как неконтролируемое явление бойкота, цензуры и несправедливости. Именно в таком контексте этот феномен чаще всего обсуждается в России, где акцентируется внимание на его проявлениях, которые воспринимаются как атака на свободу выражения и культурные традиции.
В 2022 году российская наука проявила интенсивный интерес к теме культуры отмены, особенно в контексте харассмента и международных отношений. В публикации «Отмена русской культуры: идеологический маховик в действии», вышедшей в журнале «Политическая лингвистика», исследуются вопросы русофобии и международной отмены России. Основываясь на материалах государственных СМИ, авторы отмечают, что эмигранты иногда не ощущают дискриминации на Западе.
Интересно, что спустя пять лет после движения #MeToo, многие обвиненные в домогательствах актеры продолжают оставаться востребованными в индустрии. Это свидетельствует о том, что несмотря на негативное общественное мнение и риск потерять репутацию, значительная часть селебритис продолжает вести свою карьеру, но при этом старается избегать скандалов. Например, Луи Си Кей, несмотря на обвинения, активно выступает и собирает полные залы.
Следствия слухов и скандалов, особенно разбирательства вокруг Абер Херд и Джонни Деппа, формируют общественное восприятие и могут вызвать изменения в том, как мужчины реагируют на обвинения. Некоторые эксперты, такие как журналистка Мишель Голдберг, утверждают, что такие кейсы могут заставлять мужчин подавать иски о клевете, как это сделал Мэрилин Мэнсон.
При этом обращает на себя внимание, что Абер Херд, не ставшая «идеальной жертвой», сталкивается с недоверием в социальных сетях. Это может негативно сказаться на женщинах, которые рассматривают возможность заявить о насилии со стороны мужчин, снижая их уверенность в шансах на справедливость в суде.
Эрнест Оуэнс в своей книге «Кейс культуры отмены: как этот демократический инструмент действует, чтобы нас освободить» отстаивает идею о том, что культура отмены может быть полезной для демократии. Он полагает, что этот механизм предоставляет голос тем, кто долгое время не имел возможности отстоять свои права, и способствует перераспределению социального капитала, ослабляя влияние политиков и публичных фигур.
Противоположное мнение высказывает Настя Красильникова, которая утверждает, что обсуждение обвинений в насилии вызывает много дискомфорта, особенно для мужчин, ставших объектами внимания. Однако она считает, что это не является проявлением культуры отмены, так как последствия этих ситуаций, как правило, ограничены, и массовая культура функционирует иначе.
Она также отмечает, что в российском обществе культура отмены не развивается так, как на Западе. На примерах событий из мировой практики можно увидеть следы кэнселинга. Например, актер Джонатан Мейджорс, после ареста по подозрению в домашнем насилии, действительно столкнулся с последствиями — утратил ряд контрактов и оказался вне приглашенных на Met Gala, хотя его связь с Marvel осталась нерушимой, так как он продолжает играть важнейшую роль в сериале «Локи».
Похожая история с Луисом Рубиалесом, главой испанской федерации футбола, который подвергся критике за некорректное поведение во время матча. Его действия вызвали общественный резонанс и осуждение со стороны многих, включая политиков и знаменитостей, однако подобные колебания в карьере были временными.
Также можно отметить недавние обвинения в насилии против композитора Кирилла Широкова, что породило новый поток обсуждений в социальных сетях. Однако многие случаи остаются лишь в рамках интернет-дискуссий, особенно если речь не идет о ярких публичных личностях. В условиях текущих мировых конфликтов, как, например, продолжающаяся война, общество может быть более сосредоточено на других, более насущных вопросах.
Кроме того, стоит учитывать, что Instagram, площадка, на которой часто происходят обсуждения и обвинения, принадлежит компании Meta, которая в России была признана экстремистской. Это создает дополнительную сложность для обсуждений и действия в сторону кэнселинга внутри России. Таким образом, культурные и политические контексты играют важную роль в том, как воспринимается и осуществляется культура отмены в разных странах.