Роман «Крестный отец» Марио Пьюзо, выпущенный в 1969 году, рассказывает о влиятельной мафиозной семье Корлеоне. Впервые на русском он был издан в 1987 году в журнале «Знамя». Наибольшую известность книга обрела после экранизации Фрэнсисом Фордом Копполой в 1972 году, которая вошла в список «100 лучших детективных романов всех времен» по версии американских критиков.
Сюжет «Крестного отца» основан на универсальной трагедии – потере невинности и моральном падении человека под воздействием окружающей действительности. Главный герой, Майкл Корлеоне, прошедший войну, сталкивается с разрушением своих моральных принципов из-за ответственности, власти и семейных обязательств. Его метаморфоза в безжалостного мафиози – одна из самых ярких и детально представленных трансформаций в истории кино. Эта картина выделяется не только как гангстерский фильм, но и как шедевр, исследующий темы семьи и ценностей.

Мультсериал «Симпсоны» тоже не обошел стороной «Крестного отца», используя его как объект для своих пародий. В эпизоде «Лизина пони» содержится отсылка к культовому моменту с лошадиной головой, а в «Мистере Плуге» Барт Симпсон, как и Сонни Корлеоне, оказывается жертвой. Этот момент также пародируется и в других эпизодах, например, в «Все честно в войне духовок». Кульминационная сцена из «Крестного отца» нашла свое отражение в эпизоде «Мерзавец, повар, жена и её Гомер», где Лиза Симпсон сталкивается с закрывшейся дверью.
Для создания уникальной атмосферы фильма «Крестный отец» Фрэнсис Коппола пригласил итальянского композитора Нино Роту, который разработал оригинальную музыкальную тему и внедрил фрагменты из своей ранее написанной работы к фильму «Fortunella».
Хотя глава Paramount, Роберт Эванс, считал музыку слишком претенциозной, Коппола настоял на её включении, так как она придавала фильму публицистическую аутентичность и подчеркивала итальянские корни повествования.
«Крестный отец» оказал значительное влияние на гангстерский жанр, фокусируясь на образах гангстеров, их внутреннем мире и мотивациях, что кардинально отличает его от типичных полицейских драм.
Коппола не только режиссировал фильм, но и включил в каст своих родственников, включая свою сестру Талию Шир в роли Конни Корлеоне. Дайан Китон получила роль Кей Адамс благодаря своей эксцентричной харизме, что соответствовало видению Копполы для этого персонажа.
Несмотря на то, что фильмы о гангстерах существовали до «Крестного отца», работа Копполы внесла революционные изменения в изображение итальянской культуры и помогла разрушить стереотипы.
Персонажи, представленные в фильме, обладали сложной психологией и глубиной, что сделало их более человечными.
Успех «Крестного отца» открыл двери для новых фильмов о итальянских американцах в ролях гангстеров, включая такие культовые работы, как «Славные парни» Мартина Скорсезе и сериал «Клан Сопрано» Дэвида Чейза.
Фраза Вито Корлеоне «Я собираюсь сделать ему предложение, от которого он не сможет отказаться» заняла второе место в списке 100 лучших киноцитат Америки по версии Американского института киноискусства. Интересно, что в романе Оноре де Бальзака «Отец Горио» присутствует похожая фраза: «В таком случае я сделаю вам предложение, от которого никто не откажется».
Режиссер Фрэнсис Форд Коппола получил предложение работать над «Крестным отцом» благодаря Питеру Барту, который искал итальянского режиссера на небольшую зарплату. Сначала Коппола отвернулся от этого проекта, полагая, что роман Марио Пьюзо является дешевой литературой. Однако, столкнувшись с финансовыми трудностями, он изменил свое мнение и согласился. Коппола увидел в «Крестном отце» не просто криминальную историю, но возможность заняться темами семейных ценностей и капитализма в Америке.
На 45-й церемонии вручения премии «Оскар» фильм «Крестный отец» был удостоен наград за лучший фильм, лучшую мужскую роль (Марлон Брандо) и лучший адаптированный сценарий. Фильм также получил номинации в других категориях, включая лучшую мужскую роль второго плана и лучшую режиссуру.
Реакция настоящих гангстеров на фильм была в целом положительной, многие из них увидели в «Крестном отце» правдивое отражение их мира. Например, бывший глава семьи Гамбино, Сальваторе "Сэмми Бык" Гравано, отметил, что фильм точно отображает их жизнь. Убийца Энтони Фиато говорил о том, как Поли Интисо и Ники Гизо из семьи Патриарха под влиянием Вито Корлеоне изменили свой стиль общения, отказавшись от ненормативной лексики и сделав акцент на более четком и философском изложении своих мыслей.
Марио Пьюзо, создатель романа «Крестный отец», был первым, кто увидел Марлона Брандо в роли дона Вито Корлеоне и даже написал ему письмо, в котором утверждал, что тот - «единственный актер, подходящий на эту роль». Однако руководство Paramount Pictures не поддерживало кандидатуру Брандо из-за опасений по поводу его репутации и неудачных кассовых сборов его последних фильмов. Тем не менее, после просмотра экранного теста и с условием снижения гонорара, они согласились на участие Брандо, что в конечном итоге принесло ему 1,6 миллиона долларов в виде доли от прибыли.