В настоящее время термин «клиповое мышление» активно используется в современной российской педагогике, психологии, журналистике и культурологии для описания нового типа восприятия и обработки информации. Клиповое мышление представляет собой особую особенность мышления, которая позволяет человеку воспринимать и обрабатывать разрозненную и разнонаправленную информацию.
Английское слово «clip» переводится как отрывок, фрагмент, что подчеркивает способность клипового мышления к быстрому и поверхностному восприятию информации при низкой связности между образами и их рассинхронности.
Важно отметить, что термин «клиповое мышление» не имеет четкого научного определения и не входит в классификацию видов мышления и стадий его развития, принятую в психологии. Зарубежные исследования также не представляют аналогичного термина.
Однако в российской научной литературе проводится ряд исследований, посвященных клиповому мышлению и его влиянию на способности обучающихся.
Интересно, что метафору клиповой культуры придумал американский философ Элвин Тоффлер еще в 1980-е годы в своей книге «Третья волна», описывая информационное общество нового типа, которое отличается сверхразвитой системой коммуникации, более специализированными СМИ, ориентированными на потребности аудитории, и активным участием потребителей в производстве и распространении информации.
В отличие от современных исследований о клиповом мышлении, Тоффлер говорил о культуре нового типа, не уделяя внимания когнитивным процессам.
Таким образом, термин «клиповое мышление» начал широко использоваться в контексте психологии и педагогики, хотя его истоки уходят культурологии и философии.
В России проведено много исследований о влиянии клипового мышления на успешность образовательных процессов у школьников и студентов, что свидетельствует о актуальности данной проблемы в современном образовании.
Клиповое мышление, которое приписывают поколениям Z (зумеров) и Альфа, несмотря на стереотипы, не обязательно является злом, с которым нужно бороться. Согласно культурно-историческому подходу психологии, мышление и другие познавательные процессы формируются и изменяются под воздействием освоения различных психических инструментов, таких как символы, знаки и образы.
Факторами, способствующими формированию клипового мышления, являются интернет, социальные сети и мобильные устройства, которые позволяют получать информацию быстро и легко в виде коротких видеороликов. Визуальная форма представления информации стала более привлекательной для молодого поколения, которому требуется меньше усилий для восприятия по сравнению с текстовым форматом.
Время стало одним из наиболее ценных ресурсов, поэтому сжатый и лаконичный формат передачи информации стал предпочтительным. Короткие видеофрагменты позволяют быстро и эффективно донести основную идею, минуя необходимость погружения в объемные данные.
Таким образом, клиповое мышление представляет собой адаптацию к современным условиям информационного общества и может быть рассмотрено как положительное явление, подчеркивающее эффективность передачи информации в современном мире. Важно понимать, что разнообразие стилей мышления имеет право на существование, и каждый из них может быть ценным в определенных контекстах.
Современная культура все больше ориентирована на зрительное восприятие и использование визуальных средств для формирования предпочтений и мышления. Фильмы, сериалы, реклама и музыкальные клипы играют значительную роль в этом процессе, создавая эмоционально насыщенные образы и сцены, способные вызывать сильные чувства у зрителей.
В современном мире социальные сети стали платформой для обмена разнообразным контентом: видео, изображениями, текстами. Это активно влияет на формирование клипового мышления, которое сосредоточено на кратком и содержательном восприятии информации. Клиповое мышление отличается от понятийного или абстрактно-логического мышления тем, что оно чаще фокусируется на конкретных образах, коротких форматах и вызывающих сильные эмоции материалах.
Пользователи социальных сетей часто делятся короткими видеороликами и картинками, что способствует условно-клиповому мышлению и усилению его влияния. Клиповое мышление характеризуется поверхностным восприятием информации из-за краткости формата. В отличие от понятийного мышления, которое способно анализировать большие объемы данных и делать сложные выводы, клиповое мышление ограничивается эмоциональными краткими впечатлениями.
Благодаря высокой скорости переключения внимания клиповое мышление позволяет быстро улавливать ключевые моменты и экспрессивные детали в представленном материале. Маркетологи активно используют принципы клипового мышления, размещая важные сообщения в начале видео или текста, чтобы привлечь внимание зрителей.
Несмотря на ограничения в анализе и углубленном понимании информации, клиповое мышление играет важную роль в современном информационном обществе, поддерживая визуальные предпочтения и эмоциональную привязанность аудитории к контенту.
В итоге, разнообразие средств визуальной коммуникации и обмена контентом на платформах digit...
Считается, что за это время пользователь воспринимает достаточно данных, чтобы возникнуть эмоциональный отклик и информация его «зацепила». Понятийное мышление не позволяет делать такие быстрые выводы о ситуации.
Если бы при работе с социальными сетями у нас был больше такого типа восприятия информации, то мы могли бы быть излишне перегружены потоком данных, засоряя мозг ненужными деталями. Клиповое мышление подчинено эмоциональной составляющей. Короткие видеоформаты часто создаются с целью вызвать эмоциональную реакцию у зрителей, что может влиять на их восприятие информации.
Понятийное мышление опирается в первую очередь на логику и совокупность фактов. Оно позволяет мыслить критически, не только на основе чувственного опыта. При этом оно учитывает и эмоциональный отклик как один из факторов для принятия решений, но не основной.
Исследования влияния технологий на когнитивные процессы показывают неоднозначные данные. Остаётся не до конца понятным – является ли использование большого количества медиаинформации причиной, следствием или находится в обратной зависимости с проблемами в когнитивных функциях, о которых испытуемые сообщают в самоотчётах, но которым не находится подтверждения объективными тестами.
Несмотря на неоднозначность феномена клипового мышления и необходимость дальнейших его исследований, обычно выделяют поверхностный анализ данных в случае, когда требуется более глубокий и разносторонний анализ ситуации. Как следствие, человек, который привык воспринимать информацию краткосрочно, может испытывать трудности при необходимости долгосрочной оценки ситуации и в стратегическом мышлении; ценность информации определяется по ключевым словам, обилию ярких образов, по эмоциональным «крючкам», а не по содержанию.
Высказывание о том, что клиповое мышление может быть препятствием для критического восприятия информации, имеет свои основания. Люди с таким типом мышления могут склоняться к логическим ошибкам, проявлять наивность и доверчивость. Они подвержены возможности манипулирования их сознанием.
Данные, полученные через клиповое восприятие, не укладываются в фундаментальную базу знаний в долговременной памяти, а скорее остаются поверхностными и быстро забываются. Примером такого мышления может служить рыбка Дори из мультфильма «В поисках Немо», которая реагирует на стимулы моментально, но забывает их в тот же миг.
Однако клиповое мышление имеет свои преимущества: оно позволяет быстро воспринимать информацию в компактной форме, обрабатывать большие объемы данных, представленных в видео, аудио или тексте, и переключаться между различными задачами.
Для развития критического мышления важно умение анализировать информацию, искать не подтверждение ее, а опровержение, а также выявлять проблемы и противоречия, подвергая полученные аргументы проверке. Этот процесс способствует развитию критического мышления.
Еще одним эффективным способом развития критического мышления является письменное формулирование собственных мыслей. При написании мы медленнее, чем думаем, что позволяет более глубоко сосредотачиваться на своих идеях, развивая их по ходу написания. Проводя лишь 10 минут на запись своих мыслей, мы можем значительно продвинуться в своем осмыслении и рассуждениях, что благоприятно влияет на развитие критического мышления и способствует более глубокой рефлексии.
Также проще критически оценить текст, который мы написали, чем оставлять невысказанные мысли, бесконечно кружащиеся в наших умах. Практика медитации, участие в ретритах тишины с полным отказом от использования гаджетов, использование приложений на смартфоне для контроля времени, все это может помочь нашему мозгу пройти процедуру "перезагрузки", отдохнуть от постоянного потока изображений, видео и текстов.
Также важно развивать наше мышление, совмещая быстрое восприятие информации с глубоким и длительным погружением в умственную деятельность. Например, занятия шахматами или сборка сложных пазлов могут эффективно тренировать нашу способность концентрироваться на неподвижных ситуациях и развивать наше терпение.
Быстрая обработка информации часто мешает нам сфокусироваться на самом себе, оценить свои собственные потребности. Человек, занимающийся клиповым мышлением, склонен воспринимать выделенные единицы информации (будь то положительные или отрицательные) исключительно эмоционально, подвергая своё эмоциональное состояние влиянию внешних факторов.
Для того чтобы научиться контролировать свои чувства и эмоции независимо от внешних условий, разумно обратиться за помощью к профессионалу. Поскольку мнения в психологическом сообществе относительно клипового мышления разнятся, эта категория мышления со временем может как выйти из употребления, так и получить новое определение и значимость благодаря дополнительным исследованиям.
Доктор психологических наук, специалист в области когнитивных процессов Мария Фаликман утверждает, что для полной оценки влияния цифровой среды на познавательные процессы человека потребуется время. Поколения, выросшие с техникой с самого раннего детства, должны вырасти, чтобы предоставить нам солидные данные исследований.
Текущие изменения в когнитивных процессах чаще связаны не с самим мышлением, а с процессами восприятия, запоминания и принятия решений. Здесь следует упомянуть о феномене мультизадачности, который снижает способность фокусироваться на отдельных видеж деятельности, влияя отрицательно на их эффективность.
В современном обществе, независимо от возраста, очень важно повышать уровень информационной грамотности, понимать плюсы и минусы клипового мышления, развивать абстрактно-логическое мышление и умение самостоятельно контролировать своё эмоциональное состояние.