В Малом театре вновь поставили классический русский водевиль «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка», впервые представленный в 1839 году.
Этот водевиль был написан актером Дмитрием Ленским, который сыграл главного драматурга в своем произведении.
Современная версия была адаптирована Сергеем Плотовым, с музой Александра Чайковского и режиссурой Алексея Дубровского.
Водевиль имеет интересную предысторию, его основой стал французский 5-актный водевиль «Le Père de la debutante», созданный Теолоном и Бояром, который впервые был показан в Париже в октябре 1837 года.
На русский сцене водевиль появился лишь через два года, стартовав с неудачного показа в Петербурге.
Однако московская премьера в помещении Большого театра для бенефиса танцовщицы А.И. Ворониной-Ивановой принесла ему огромный успех.
В истории Малого театра с этим произведением связаны знаменитые имена актеров, таких как Живокини, Репина и Щепкин.
Плотов сохранил основные элементы сюжета и персонажей Ленского, но существенно переработал текст, добавив современные реалии и обновив куплеты.
Как бывший актер, он демонстрирует глубокое понимание закулисной жизни, легко передавая это в шутливой манере, напоминая о том, как когда-то это делал Ленский почти два века назад.
Спектакль начинается с выхода пяти капельдинеров, одетых в традиционные ливреи, с колокольчиками в руках, помимо произнесения слов «Господа, третий звонок…». Режиссер Алексей Дубровский и художник Максим Обрезков придерживаются стиля старинного театра, что придаёт постановке уникальность.
Несмотря на то, что этот стиль может рассматриваться как нафталиновый, он признается знаком качества и высоко ценится за исполнительское мастерство. На сцене зритель наблюдает изобилие: парики, гримы, эмоции и страсти, с которыми герои живут и страдают.
Сюжет, основанный на провинциальном трагике Льве Гурыче Синичкине, который пытается устроить карьеру своей талантливой дочери Лизоньке, охватывает множество театральных персонажей. В историю вовлечены гусар-повеса, театральный директор, писатель пьес и стареющий меценат, что добавляет динамики и интриги.
Развертывание сюжета сопровождается переходами от диалогов к куплетам, в которых ирония становится выразительным комментарием действиям персонажей. Постановка глубоко погружает в мир театра, направляя внимание на его внутреннюю жизнь и общие реалии.
Зрители ощущают, что спектакль организован на уровне всех театральных цехов, что подчеркивается итоговой сценой. Однако стоит отметить, что водевиль как жанр является одним из самых сложных, требуя от актеров мастерства без слишком глубокого погружения в образы.
Спектакль «Лев Гурыч Синичкин», поставленный в Малого театре, является ярким примером возвращения водевиля на театральные подмостки. Главный режиссер Алексей Дубровский с успехом воссоздает атмосферу исторического жанра, налет своего времени органично сочетая с классическими традициями. Поставленный спектакль волнует, увлекает зрителей, демонстрируя поразительное мастерство актеров.
В роли Льва Гурыча Виктор Низовой создает образ провинциального трагика. Его игра полна эмоциональной искренности, что делает его героя реалистичным и многогранным. Партнерша Низового, Екатерина Гревцева, в образе наивной Лизоньки, также прекрасно передает чувства своего персонажа, показывая надежду на поддержку от отца и судьбы.
Не менее впечатляющие работы и остальных актеров: Александр Клюквин в роли директора театра Пустославского, Валерия Афанасьева и Андрей Чернышов создают убедительные образы, каждый из которых привносит свою ноту в общую палитру спектакля.
Отдельного внимания заслуживает Анастасия Дубровская, которая исполняет роль примадонны Сурмиловой. Несмотря на молодость, она блестяще передает все нюансы характера своей героини, вскоре завоевав зрителей с первых секунд выхода на сцену. Ее интонации и жесты создают яркий, живой образ провинциальной дивы, владеющей театром и знающей все его хитрости.
Неоценимый вклад в спектакль вносит и Михаил Мартьянов, играющий автора пьесы Борзикова. Его выступление становится мастером тонкого психологического анализа, отражая внутренние переживания персонажа.
Сценография и костюмы, в том числе работа капельдинеров в ливреях, добавляют спектаклю элегантности и помогают объединить отдельные сцены, создавая общее целостное восприятие.
В музыкальном сопровождении, созданном специально для спектакля, звучит испанская хабанера и ироничные куплеты, что задает определенный ритм и настроение всей постановки. Молодые артисты и студенты театральных училищ живо поют и танцуют, внося в спектакль элементы молодости и энергии.
Финал «Лев Гурыч Синичкин» поразителен тем, что на сцену выходят все участники, причастные к созданию этой премьеры, начиная от народных артистов до технического персонала. Этот жест подчеркивает значимость каждого, кто вносит свою лепту в театральное искусство.
Спектакль, приуроченный к 200-летнему юбилею Малого театра, подтверждает, что театр — это не просто место развлечений, а пространство, способное вдохновлять, радовать и даже мучить, опьяняющее зрителя атмосферой творчества. «Лев Гурыч Синичкин» становится символом любви к театру и его многообразию.