Карл Брюллов, известный своими грандиозными полотнами, такими как «Последний день Помпеи», также создал множество акварелей и рисунков, отражающих жизнь простых людей XIX века.
Его изделия небольшого формата часто пронизаны как трогательностью, так и иронией.

Выставка «Великий Карл. К 225-летию К.П. Брюллова», проходящая в Михайловском дворце Русского музея в Санкт-Петербурге, предоставляет уникальную возможность увидеть эти произведения, которые могут стать настоящим открытием для многих посетителей.
В начале XIX века художественное образование требовало от художников идеализации героев и назидательности, что Брюллов мастерски отражал в своих работах, как, например, в дипломной «Явление Божие Аврааму удуба Мамврийского ввиде трех ангелов».
Однако Брюллов искал иной путь в искусстве.
Став лучшим выпускником Академии, он отправился в пенсионерскую поездку в Италию, где, проведя много времени на улицах Рима, стал свидетелем жизни обычных людей.
Его интересовали не только традиционные костюмы и обычаи, но и непосредственные эмоции, настроения и жизненные ситуации, которые он старался запечатлеть на своих работах.
Брюллов стремился показать красоту «простой натуры», отмечая, что она может быть более привлекательной, чем строгая красота статуи.
В первой трети XIX века Карл Брюллов был ярким представителем русского искусства, чьи работы провоцировали смелые дискуссии.
Его картина «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» подвергалась критике за недостаток соразмерности, однако талант художника оставался неоспоримым.
Например, император Николай I подарил ему бриллиантовый перстень за «Итальянское утро» и пожелал увидеть еще одну подобную работу, что в итоге привело к созданию шедевра «Итальянский полдень».
Наряду с известными картинами, Брюллов также создавал множество акварелей, на которых изображал простые жизненные сцены.
Эти «итальянские жанры» стали настоящим новаторством в российском искусстве начала XIX века, как, например, работа «Итальянская семья (в ожидании ребенка)».
Несмотря на малый формат, акварели Брюллова полны деталей, что позволяет зрителям глубже понять героев и их мир.
Его «итальянские жанры» пользовались большой популярностью, и художник получал множество заказов.
Он сам упоминал, что по просьбе графини Нессельроде обещал написать пять картин, отражающих различные аспекты жизни Рима, что подчеркивает значимость его вклада в искусство того времени.
Работы Карла Брюллова удивляют не только наблюдательностью, но и яркой фантазией, а также чувством юмора.
Особенно примечательна акварель «Приход набал в Смирне» из коллекции Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского, которая покорила Александра Пушкина.
Сюжет произведения, возможно, был частично выдуман художником, вызывая восторг и смех у зрителей, включая Пушкина.
По воспоминаниям Аполлона Мокрицкого, поэт был настолько впечатлен, что умолял Брюллова: «Отдай, голубчик!» Однако художник отказался, поскольку уже пообещал акварель княгине Салтыковой.
Спустя время, Брюллов сожалел о своем решении, особенно после трагической смерти Пушкина.
В творчестве Брюллова также присутствуют ироничные фантазии, такие как «Сон Бабушки и внучки» и «Сон монашенки», в которых он проявляет свои уникальные повествовательные способности.
Всего известно около полутора тысяч графических листов мастера, большинство из которых находятся в Русском музее.
Среди них и акварельные портреты, заслуживающие отдельного обсуждения.
Новаторство Брюллова стало отражением его таланта, который трудно было сдерживать в рамках существующих норм.
Несмотря на то что акварели Брюллова менее известны, чем его масштабные живописные работы, выставка «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова» в Русском музее открывает перед зрителями уникальную возможность ознакомления с этой малоизвестной гранью творчества художника.