Сокращение количества часов для изучения обществознания в школах до 34 и полное исключение этого предмета из программы 6-8 классов - это инициатива Министерства просвещения. Министерство опубликовало проект приказа на официальном портале нормативных правовых актов, вносящий изменения в учебный распорядок школьников.
''Парламентская газета'' ознакомилась с данным документом и выяснила мнения депутатов, историков и родителей относительно этой инициативы. Согласно проекту, часы, выделенные из обществознания, предлагается перенаправить на уроки истории. Таким образом, количество часов на изучение истории увеличится почти в полтора раза - с 340 до 476.
В пояснительной записке к проекту приказа отмечается: 'Одновременно модифицируются федеральные рабочие программы для учебного предмета «Обществознание» на уровнях основного и среднего общего образования в соответствии с моделью преподавания «Обществознания» в 9-11 классах, утвержденной протоколом заседания расширенного президиума Межведомственной комиссии по историческому просвещению, и производится перераспределение высвобожденных учебных часов в 6-8 классах на изучение истории.'
Отношение экспертов и политиков к инициативе Минпросвещения разделилось. Так, председатель Комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев критически отнесся к сокращению часов обществознания в школах. 'Почему это нужно делать - непонятно,' - написал Метелев в своем телеграм-канале. - 'Обществознание было моим любимым предметом. Оно учит критическому мышлению, формирует гражданственность и ответственность, помогает развивать личность, понимать общественные процессы, уважать других людей, защищать свои права.'
Обществознание - это уникальная область знаний, объединяющая различные аспекты общественной жизни и самопознания человека. В последнее время в России обсуждается вопрос об урезании предмета обществознания в школьной программе. Некоторые эксперты и деятели образования поддерживают идею сохранения данного предмета в учебном плане.
Например, Игорь Метелев считает, что исключение обществознания будет большой ошибкой, так как этот предмет является фундаментальным для формирования у школьников критического мышления, а также понимания основ финансов и права на базовом уровне. Аналогичную позицию высказывает Лариса Тутова, член Комитета Госдумы по просвещению, подчеркивая важность элементарных знаний о правовых механизмах и юридической ответственности для подрастающего поколения. Она признает важность изучения истории, но утверждает, что уроки обществознания необходимы для формирования базовой грамотности в сфере финансов и права.
Однако некоторые специалисты, такие как ректор Государственного академического университета гуманитарных наук, высказывают противоположную точку зрения. Они утверждают, что курс обществознания, созданный еще в 90-е годы, не выполняет своих задач и не отвечает современным требованиям. По мнению этих специалистов, предмет обществознания не является четко структурированным и объединяет в себе различные области знания, что вредит его целостности и пониманию учащимися. Они высказывают мнение о том, что отмена курса обществознания в школах может быть оправданной мерой, поскольку данный предмет не является ключевым для формирования базовых компетенций учащихся.
В целом, вопрос об учебной программе в Российских школах остается предметом дискуссии и требует дальнейшего изучения и обсуждения для разработки оптимального варианта, который бы учитывал современные требования образования и потребности учащихся.
Современное обучение в школах рассматривает обществознание как квазисуррогатную дисциплину, объединяющую различные научные компоненты, которые часто противоречат друг другу и конкурируют между собой.
Однако есть мнения о том, что стоит структурировать обучение обществознанию путем создания тематических блоков, посвященных, например, финансовой грамотности или основам правовой системы России, и проводить их в форме факультативных занятий.
Одним из аспектов обсуждения стал вопрос сокращения учебных часов, посвящаемых обществознанию, что может привести к оптимизации труда учителей и, следовательно, сокращению заработной платы.
Эксперты подчеркивают, что это является своего рода законом сохранения энергии, где изменение в одной области приводит к изменениям в другой.
Однако не стоит беспокоиться за перспективы преподавателей, так как большинство из них могут переквалифицироваться и преподавать другие предметы.
Председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ предложила более мягкий подход к решению проблемы.
Она высказала идею сокращения часов, выделяемых на обществознание, при условии оптимизации программы.
Она считает, что при сохранении существующей программы непонятно, как детям удастся усваивать всю предусмотренную информацию.
Также она отметила, что программа перегружена элементами философии права и другими дисциплинами, которые традиционно изучаются на более поздних этапах обучения.
Еще одной проблемой является ненадлежащее распределение важной информации для детей, такой как финансовая грамотность и безопасность, в рамках существующей программы, где они занимаются только в 6-8 классах.
По мнению Летковой, лучше было бы оставить преподавание общественных наук в младших классах и сократить его в старших. Изменения затрагивают и другие предметы. Так, появились учебные планы по родным языкам, включая чукотский и эрзянский, где подробно описано, что должны изучать школьники и какие результаты должны достигнуть.
Предмет «Труд (технология)» также подвергся изменениям, поскольку с нового учебного года он будет называться просто «Технология». Обучение труду для учащихся от 1-го до 9-го классов теперь подробно описано в учебных планах. Изменилось также распределение часов по годам.
В предмете «Физическая культура» внесено много поправок. Теперь в программу включены новые модули: городки, гольф, биатлон, ролики, скалолазание, спортивный туризм и не только. Эти навыки можно будет приобрести на уроках и во внеклассных занятиях.
Однако эти изменения не одобряют все депутаты. Яна Лантратова, первый зампред Комитета Госдумы по просвещению, отмечает, что слишком много компьютеров и телефонов в жизни детей: «Понимаю, что компьютерный спорт набирает популярность, и наши дети показывают хорошие результаты на международных соревнованиях. Но есть родители, которые противятся этому. Они не хотят, чтобы их дети проводили время за мониторами в школе».
Большинство изменений должны вступить в силу с 1 сентября 2024 года, в то время как изменения в предметах «История» и «Обществознание» запланированы на 1 сентября 2025 года.
Министерство просвещения предлагает учреждать антитеррористические учения в школах с большей частотой.