История понятия культуры от Цицерона до наших дней

Апр 10, 2025 / 17:02

В 45 году до нашей эры римский философ Цицерон в своем произведении «Тускуланские беседы» ввел понятие «культура» в контексте развития человеческого разума, акцентируя внимание на обучении и воспитании, а не на сельском хозяйстве.

Позже, в 1684 году, немецкий юрист Самуэль фон Пуфендорф расширил значение слова, противопоставив «культуру» естественному состоянию и подчеркнув создание человеком.

История понятия культуры от Цицерона до наших дней

В 1782 году филолог Иоганн Аделунг впервые употребил «культуру» как нынешний термин в своей работе «Опыт истории культуры человеческого рода».

На русском языке слово «культура» стало популярным лишь в XIX веке, в частности после выхода в 1837 году «Карманной книжки для любителя чтения русских книг, газет и журналов», где обозначались два значения — «земледелие» и «образованность». В словаре Владимира Даля дано определение: «Культура — это обработка и уход, возделывание, образование, умственное и нравственное».

Таким образом, значение слова «культура» воспринимается по-разному в зависимости от контекста. В искусстве, к примеру, можно сказать: «История художественной культуры крайне богата». Этот термин сегодня охватывает широкий спектр понятий, включая духовные и воспитательные аспекты, подчёркивая важность образования и его влияние на развитие общества.

Культура — это многогранное понятие, охватывающее различные аспекты человеческой жизни. Например, забота о слабых и пожилых считается проявлением истинной культуры, в то время как материальные ценности, такие как деньги и комфортное жилье, могут находиться в противоречии с духовными идеалами, такими как свобода и счастье.

Социальные нормы, регулирующие поведение, также составляют важную часть культуры. Мы знаем, что во время спектакля в театре следует вести себя тихо. Это иллюстрирует, как культура формирует наше поведение в разных ситуациях.

Символы становятся проводниками культурных ценностей. Например, в России письменность, использующая кириллицу, создает определённый контекст общения и выражения идей. В Китае герб с пятью звёздами демонстрирует единство народа и Компартии, отражая политическую структуру страны.

Также важным элементом культуры являются герои — люди, являющиеся образцом для подражания, как актеры, писатели и ученые. Они вдохновляют и формируют идеалы в обществе.

Наконец, ритуалы, передающиеся из поколения в поколение, крепко укоренены в культуре. В православной традиции, например, принято креститься перед входом в церковь. Это демонстрирует, как культура влияет на повседневные практики, формируя общие ценности, идеи о добре, правде и человеческих нравственных принципах.

Эксперты выделяют семь ключевых функций культуры. Гуманистическая функция направлена на развитие человечности, познавательная способствует расширению кругозора, оценочная развивает способность ценить красоту, регулятивная создает систему требований общества к индивиду, информативная обеспечивает обмен знаниями и опытом, коммуникативная способствует развитию личности через общение, а функция социализации прививает навыки взаимодействия с другими людьми.

Существует множество форм культуры, каждая из которых отражает разные аспекты человеческой жизни. Основные формы культуры включают элитарную, народную, массовую, материальную и духовную.

Элитарная культура, как правило, предназначена для узкого круга ценителей, таких как произведения искусства Марка Шагала, где сложность форм и содержания не ставит цель извлечение прибыли.

Народная культура представлена сказками, которые передают от поколения к поколению, как, например, «Колобок» или «Репка». В массовой культуре подростки посещают концерты популярных исполнителей, таких как Егор Крид, а маленькие дети увлекаются мультипликационными героями из «Смешариков». Кроме того, материальная культура проявляется в дизайне мебели и предметов быта.

Наконец, духовная культура включает в себя реконструкцию исторических объектов, как в случае с восстановлением зданий в стиле барокко. Каждая из этих форм культуры играет значимую роль в обществе и свидетельствует о его развитии.

Муж с женой выбирают обручальные кольца со средней огранкой, а мама учит дочку вежливо общаться с бабушкой.

Девушка, стремясь углубить свои знания о христианстве, начинает читать Библию.

На лекциях в университете студенты слушают о философских учениях и различиях между сектами и группами поклонников.

Секты, такие как «кришнаиты» и «саентологи», имеют отрицательную репутацию, в то время как позитивно оцениваемые группы поклонников включают ролевиков, анимешников и почитателей корейской волны.

Противники общепринятых норм, такие как панки, анархисты, хиппи, рокеры и металлисты, зачастую являются аполитичными и создают нетрадиционные произведения культуры.

В заключение, культура — это многогранное явление, охватывающее многие аспекты жизни и изучаемое различными науками, и именно она делает общество современным, отличая человека от других существ.

По материалам: news.mail.ru