Казахстан - страна с богатой историей, которая оказывает значительное влияние на формирование самосознания народа и его единение. На протяжении веков в казахской степи сложились уникальные устои, обычаи и традиции, которые стали основой для формирования собственной идентичности казахского народа.
Важно понимать, что история играет ключевую роль в объединении общества, ведь она позволяет нам понять наше прошлое, настоящее и обозначить пути развития в будущем. Президент Казахстана, обращаясь к истории как к основе консолидации общества, правильно подчеркивает важность сохранения и передачи исторического наследия будущим поколениям.
Именно историческая память помогает нам укреплять национальное единство и строить гармоничное общество. Сегодня мы сталкиваемся с изменениями в мире, которые актуализируют отношение к прошлому не только в Казахстане, но и во всем мире. Это вызвано резкими изменениями в структуре мирового сообщества и необходимостью адаптации к новым вызовам и реалиям.
Именно поэтому история становится предметом интенсивных дискуссий и споров, поскольку наше отношение к прошлому определяет наше понимание настоящего и формирует видение будущего. История является ключевым инструментом консолидации общества, поскольку через нее мы узнаем о своих корнях, о достижениях и ошибках предков, о ценностях и принципах, которые определяют нашу культуру и идентичность.
Подобное осмысление исторического наследия позволяет народу Казахстана укреплять свои культурные ценности, вырабатывать общие цели и задачи для развития страны как целого. История обогащает нас знаниями, вдохновляет на подвиги и помогает преодолевать трудности, становясь ориентиром для строительства процветающего общества.
Поэтому важно продолжать изучать историю, сохранять и передавать историческое наследие будущим поколениям, чтобы укреплять и развивать идентичность народа Казахстана и обеспечивать его духовное единение и процветание в будущем.
Историк отмечает, что в прошлом мир был биполярным, проникнут двумя главными системами, возглавляемыми двумя супердержавами - США и Советским Союзом. Остальные страны выбирали сторону одного из полюсов. Эта структура власти налажена после окончания Второй мировой войны и на протяжении XX века стабилизировалась.
Тем не менее, история человечества подчинена постоянным изменениям, ничто не остается постоянным. Начиная с начала XXI века, биполярная система стала рушиться. Распад Советского Союза и крах коммунистической модели управления подтолкнули западно-либеральную демократию к глобальному лидерству.
Виден был яркий контраст между критикой советского прошлого и одобрением западных ценностей. Философ «Фрэнсис Фукуяма» заявил, что человечеству нечего больше достигать, мы достигли вершины идеального общества, и путь развития заключается в распространении лозунга западной модели по всему миру.
Однако теракт 11 сентября 2001 года показал, что это неверно.
Многие люди и общества не принимают все ценности и идеологии западного либерально-демократического мира. Сегодня мы становимся свидетелями острой борьбы за поиск новой модели устройства человеческого общества. Даже либерально-демократическая модель стала объектом критики.
Как отмечает Асанова, советское прошлое критикуется не только само по себе, но и в попытках его реформирования и пересмотра. Очевидно, что необходимо найти новый путь. Для этого опять же нужно обратиться к истории, к вечным ценностям и истокам. Среди таких вечных понятий – семья, род, племя, связь с землей, на которой мы родились.
Важно помнить о казахской пословице «земля, на которой капнула кровь с пуповины», которая является основой для поиска будущего. Обращение к истории становится важным по всему миру и для нас, чтобы понять, что мы можем взять из нее как ориентир на будущее.
Наша традиционная культура, которая существовала тысячи лет и стала частью нашего наследия, исчезла из-за утраты кочевого скотоводства. Однако мы, казахи, остаемся носителями духовного наследия Великой кочевой цивилизации. Поэтому для нас особенно важно сохранить и реконструировать образ жизни и духовные ценности, которые существовали на нашей территории.
По мнению Асановой, в кочевом обществе демократизм, гуманизм и экологичность были основными принципами образа жизни. Отсутствие тюрем и смертных казней, высокое цензенность человеческой жизни и разрешение военных конфликтов через поединки главных батыров - все это говорит о гармонии и уважении к человеческой жизни в кочевом обществе.
Избирался хан всегда, его статус зависел от легитимного авторитета. Если хан не устраивал народ, они просто уходили к другому хану с лучшими качествами. Такая система позволяла избегать конфликтов и решать разногласия мирным путем.
Наурыз, как общий праздник центральной Азии, имеет свою казахскую специфику, связанную с обрядом «Корису». Зимовка для кочевников была тяжелым испытанием, именно в это время происходило разделение на меньшие группы для более эффективного выживания. У каждого казаха было 99 наименований кровных родственников, и зимой они не знали, как у них обстоят дела с родственниками. Так как жить без родных было невозможно, для казахов было важно знать о состоянии своих родственников.
Весной, начинаясь новый цикл жизни, проводился обряд «Корису» - встреча после зимы, где соболезнованиям умершим, поздравления с новорожденными и радушное приветствие живым. Этот обряд символизировал обновление, воссоединение и призыв к гармонии и уважению к жизни и смерти. Такие традиции показывают уникальность и глубокий духовный контекст кочевого общества и казахской культуры.
Корису - это длительный процесс, начавшийся с кровных родственников и расширяющийся дальше и дальше, до тех пор, пока не будет охвачена вся родственная сеть. Этому, вероятно, уделялся целый месяц,