Культура доноса имеет глубокие исторические корни в России, проявляясь как в Советском Союзе, так и в Российской империи.
Писатель и журналист Денис Драгунский подчеркивает, что активное доносительство стало распространенным явлением в культурной среде с конца XVIII века, упоминая фигуру Фаддея Венедиктовича Булгарина, который мастерски использовал доносы в своих статьях и личных письмах.

Современные реалии, после начала конфликта на Украине, вновь возвели практику доносов на уровень, когда это стало инструментом для устранения несогласных с официальной политикой, что позволяет некоторым индивидам продвигаться по служебной лестнице.
Особенно пристальное внимание оказывается на деятелях культуры, где вопрос поддержки патриотической линии становится раздражающим фактором для власти.
Не случайно, в начале февраля в новосибирском театре «Красный факел» под давлением недовольного зрителя был отменен спектакль «Дело» по пьесе Сухово-Кобылина.
Официальная версия отмены указала на «технические причины», однако известные детали указывают на вмешательство силовых структур, что радует авторитет тех, кто стоит за этой практикой.
Спектакль сменили на «Поминальную молитву», что можно воспринимать как символическую молитву о свободе творчества в текущих условиях, где доносы становятся инструментом цензуры и контроля.
Согласно источникам, проект «Сибирь. Реалии» сообщает, что спектакль «Дело» больше не войдет в репертуар новосибирского театра «Красный факел». Театр столкнулся с трудностями после ухода главного режиссера Тимофея Кулябина, который покинул Россию, критикуя действия властей после начала военных конфликтов на Украине.
В декабре 2022 года два его знаменитых спектакля «Онегин» и «Дикая утка» были сняты с репертуара театра, а до этого времени его работы также убрали из Большого театра. Александр Кулябин, отец Тимофея и директор театра, был уволен после 23 лет работы по решению минкульта Новосибирской области.
Вскоре его обвинили в мошенничестве, связав это с высшими выплатами своему сыну. Тимофей считает, что его политические высказывания привели к политическим репрессиям против семьи.
Также в 2015 году его преследовали за оскорбление чувств верующих из-за оперы «Тангейзер», после чего епархия потребовала снять спектакль с репертуара.
Важно отметить, что в феврале жену Берковича, известного режиссера, доставили в исправительную колонию, а драматурга Светлану Петрийчук удерживают в московском СИЗО.
В условиях нарастающей цензуры и давления на творческих работников театра, случаются случаи задержания и уголовных дел, что подчеркивает напряженность в культурной сфере России.
Суд признал Беркович и Петрийчук виновными в оправдании терроризма через спектакль «Финист Ясный Сокол». Первоначально их приговорили к 6 годам колонии, но после апелляции сроки были сокращены: 5 лет и 7 месяцев для Беркович и 5 лет и 10 месяцев для Петрийчука.
Оба не признавали свою вину, а их адвокаты настаивали на оправдании. Важным свидетелем стали анонимный Никита, который заснял спектакль и направил запись в Центр «Э», ссылаясь на опасения за свою жизнь. Он утверждал, что в представлении содержится оправдание экстремистской деятельности, связанной с организацией ИГИЛ*, и настоятельно просил сохранить анонимность.
Споры в суде в значительной степени базировались на анонимных доносах, что вызывало критику. В деле упоминались также доносы, адресованные уполномоченной по правам человека Татьяне Москальковой, где авторы требовали строго наказать Беркович и Петрийчук.
Некоторые доносы содержали личные призывы к расправе, что подчеркивало эмоциональную напряженность дела.
Кроме того, известный худрук Римас Туминас, который более 15 лет руководил Театром Вахтангова, также стал фигурой обсуждения, ведь его время руководства ассоциируется с расцветом театра.
Это дело привлекло внимание к вопросам свободы творчества и цензуры в искусстве.
Римас Туминас долгое время страдал от болезни и покинул должность художественного руководителя Театра Вахтангова 9 февраля 2022 года, что произошло до начала специальной военной операции и скандала с пранкерами Вованом и Лексусом.
Сначала его никто не упрекал в критике российской власти, и даже наоборот, взгляды Туминаса не вызывали подозрений. Его работы ценятся в театре, что проявляется в создании специализированной страницы с биографией и выставке портрета режиссера в Большом фойе.
В честь памяти Туминаса планировался вечер, который намечен на 4 июня прошлого года с показом фрагментов его известных спектаклей. Однако мероприятие было отменено из-за анонимного доноса, в результате чего директор театра Кирилл Крок в комментариях лишь сообщил, что данное событие отсутствует в афише.
Причиной отмены стало обращение «Ветеранов России», которые обвинили Туминаса в симпатии к Украине и убеждении, что он покинул Россию из-за политических убеждений.
Несмотря на таланты Крока как менеджера, его положение в театре стало шатким, и поддержка со стороны руководителей явно иссякла.
На фоне вечера памяти призвали отменить театральные спектакли режиссера, что привлекло внимание актрисы Яны Поплавской.
Она в соцсетях заявила о планах чествования «предателя России», после чего поднялась волна комментариев, призывающих сорвать мероприятие и пригласить «настоящих патриотов» на Арбат, чтобы помешать вечеру памяти.
В результате, мероприятия отменили, однако память о покойном осталась в сердцах людей.
Режиссер Римас Туминас подметил, что современное время наполнено посредственностями, которые подменяют истинные смыслы.
Это не первый случай, когда руководство Вахтанговского театра сталкивается с доносами.
Ранее Юрий Поляков обвинял Туминаса в русофобии, направляя активные жалобы в органы.
В 2021 году, когда Виктор Рыжаков возглавлял «Современник», после премьеры спектакля «Первый хлеб» общественность обвинила театралов в использовании ненормативной лексики и «пропаганде однополой любви».
«Офицеры России» фиксировали множество обращений от ветеранов, возмущенных, по их мнению, неуважением к защитникам Отечества, что свидетельствует о конфликте между современным искусством и традиционными ценностями.
Ситуация с премьерой спектакля «Первый хлеб», вызвавшая недовольство определенной группы людей, обострилась с приходом так называемых «патриотов» из организации SERB, которые, не оценив спектакль, начали требовать исправления допущенных, по их мнению, ошибок.
Вскоре после первой премьеры, 23 июля, они начали устраивать акции протеста возле театра, приходя с похоронными венками. Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил изучить поступившие жалобы на данное представление.
Лия Ахеджакова, находясь на вручении театральной премии, поделилась своим мнением об этом инциденте, подчеркнув, что некоторые «ветераны» не только пишут доносы на спектакли, которые не видели, но и активно участвуют в цензуре театральных постановок.
Долгое время она работала в Театре «Современник», но в 2023 году покинула его, столкнувшись с давлением и массовыми доносами. Ахеджакова рассказала, что директор театра сообщил ей о потоке недовольных писем против нее.
Общественник Виталий Бородин, который активно занимается доносительством, также стал известен своим неприятием ряда артистов, включая Пугачеву и других представителей отечественного шоу-бизнеса. Его действия подчеркивают серьезные проблемы с цензурой и свободой слова в современном обществе.
Данила Козловский решил отомстить за клевету и подал иск против доносчика, что привело к его победе в суде дважды.
После доноса Бородина на Козловского, спектакли с его участием в МДТ — Театре Европы были перенесены.
Бородин также настаивал на лишении Ахеджаковой звания народной артистки и признании её «иноагентом», требуя возбуждения уголовных дел, включая госизмену.
Доносы на спектакли становятся распространённой практикой в разных регионах России.
Например, в Саратове в 2023 году дефилировал неклассический спектакль по «Анне Карениной» Толстого.
Профессор Саратовской консерватории Алексей Зыков остался недоволен этой постановкой, утверждая, что она отражает «плохие тенденции».
Его удивило, что такой спектакль финансируется из государственного бюджета.
Вопросы о контроле со стороны Министерства культуры области также возникли в его посте.
Бывший руководитель литературно-драматургической части театра подвергся критике за расширение московских связей и ненадлежащее отношение к театральному процессу.
Наконец, стоит упомянуть о Леониде Кипнис, который в декабре 2024 года покинул пост руководителя новосибирского музыкального театра после почти 30 лет работы.
Эти события подчеркивают актуальные проблемы в культурной жизни России и вызывают широкий общественный резонанс.
Журналисты не получили ясного объяснения причин увольнения актера, однако в Минкульте региона сообщили, что решение о прекращении трудовых отношений принято учредителем — новосибирским Министерством культуры.
Информация о личном конфликте, возникшем на фоне политических разногласий, стала предметом публичных доносов в Минкультуры и Следственный комитет.
Профессор Финансового университета Дмитрий Винник поддержал актера, который, вероятно, по его рекомендации, обратился в органы с просьбой проверить действия своего бывшего руководителя, Кипниса, на предмет возможных правонарушений.
В своем обращении Лидман выразил недовольство тем, что его патриотизм подвергался насмешкам со стороны Кипниса, который призывал его сохранять нейтралитет.
Несмотря на активное освещение ситуации в СМИ и общественный резонанс, Министерство культуры не спешит реагировать.
В последние три года стало очевидным, что писать доносы в официальные органы не обязательно, так как можно публиковать их в социальных сетях или создавать анонимные Telegram-каналы.
Такой подход позволяет доносить информацию до широких масс, оставаясь при этом скрытым от последствий, что подчеркивает развитие культурной и политической жизни в стране.
Премьера спектакля «Государь-стендап» в театре «Сатирикон» вызвала неоднозначные отзывы, особенно в анонимном тг-канале «Закулиска». Основная претензия канала заключается не в художественной ценности, а в том, что спектакль, по их мнению, оскорбляет власть в условиях военной операции.
Это вписывается в общий контекст реакции властей на театральные постановки, которые начинают восприниматься под другим углом из-за политической ситуации. Например, в апреле 2023 года зритель усмотрел «дискредитацию армии» в давно поставленном спектакле «Сирано де Бержерак», который идет с 2018 года, и подал заявление в правоохранительные органы.
В ответ на это, апрельские и майские показы «Сирано» былиcancelled под предлогом «технических причин». Несколько инстанций проверяли спектакль, результаты проверки остались неизвестными, но к июню 2023 года Николай Рощин покинул пост главного режиссера Александринки, после чего его сменил Никита Кобелев.
Связь между доносом и изменением в руководстве театра остается непонятной, однако спектакль «Сирано» был исключен из ближайшей афиши, что намекает на влияние политических факторов на культурные события.
Доносы стали актуальной темой в России с началом специальной военной операции, хотя они существовали и ранее.
Теперь акцент сделан на тех, кто не поддерживает это действие, а фразы, связанные с оскорблением чувств верующих или патриотических настроений, отходят на второй план.
Особенно тревожным является факт, что доносы пишут даже коллеги по театру и зрители на артистов и режиссеров.
При просмотре пьесы «Самоубийца» Эрдмана можно заметить, как зритель снимает на телефон монолог, задаваясь вопросом: не собирается ли он донести о спектакле?
Театры сталкиваются с необходимостью адаптировать свои репертуары, чтобы не столкнуться с негативной реакцией со стороны патриотически настроенной аудитории.
Режиссеры используют эзопов язык и обращаются к классическим произведениям, чтобы сохранить актуальность и обеспечить безопасность.
Некоторые выбирают путь создания теплой атмосферы через человечность или комедийные элементы.
Валерий Фокин в одном из интервью отметил, что после начала доносительства настроение изменилось, и число желающих пожаловаться значительно возросло.
Это поднимает вопрос о внутреннем состоянии общества и том, что в каждом из нас присутствует как плохое, так и хорошее, хотя, увы, хорошего меньше.