Накануне премьеры спектакля, инспирированного произведениями Александра Волкова, IPQuorum беседует с режиссером театра, заслуженным деятелем искусств России Александром Федоровым. Новый спектакль является продолжением успешного проекта «Волшебник Изумрудного города», к созданию которого вновь приложили руки композитор Евгений Загот и автор стихов Лев Яковлев.
Федоров делится уникальностью сценографии, отмечая, что художник Гарри Гуммель создал специальный видеоконтент для данной постановки, что стало возможным благодаря современным техническим возможностям театра. Изначально планировалось остановиться на первой части, однако в ходе обсуждений с командой возникла идея создания продолжения, что вылилось в увлекательный мини-сериал. Это начинание получило поддержку от Президентского фонда культурных инициатив.

В этом году «Волшебник Изумрудного города» также появился на большом экране, и у Федорова спросили, не боится ли он конкуренции с фильмом. Режиссер уверенно заявляет, что театральные постановки и кино не являются соперниками. По его наблюдениям, после выхода фильма интерес к их спектаклю только увеличился, что подтверждается аншлагами в зале.
Федоров подчеркивает, что кино и театр — это две разные среды. В театре зрители становятся свидетелями живого действия, в отличие от кинофильмов, которые можно остановить или перемотать. Атмосфера театра, интенсивность живых эмоций и взаимодействие актеров с аудиторией создают уникальное впечатление, недоступное в кино.
Живая девочка Элли предстаёт перед зрителем, а её приключения разворачиваются прямо на сцене. Это должно завлекать детей как актеров, так и зрителей, создавая яркие события и глубокие истории.
Наш репертуар разнообразен: от ярких приключений в Изумрудном городе до глубоких тем, поднимаемых в «Оливере Твисте», таких как взросление, предательство и смерть. Каждый спектакль должен быть не просто развлекательным, но и значимым.
Мы планируем адаптировать «Чёрную курицу, или Подземных жителей» Погорельского. Это сочетание фэнтези и глубоких тем взросления: понимание трусости и важности честности. Также рассматриваем «Приключения Петрова и Васечкина», чтобы показать атмосферу летних пионерских лагерей и различные тогдашние понятия о хулиганстве.
Да, в советское время не было принято уделять внимание настоящим хулиганам, но я, выросший в этот период, помню, как обстояли дела в школьной жизни, пионерских лагерях и уличных компаниях. Существовали свои границы, за которые нельзя было переходить.
Нельзя допускать курение и употребление алкоголя среди молодежи, это считается недопустимым. Ранее существовало четкое понимание расовых границ поведения, например, нельзя было оскорблять девушек или шумно ругаться на улице. Девочки всегда вызывали особое уважение, у них были свои тайны и secrets, которыми хотелось делиться.
Говоря о поколениях, стоит отметить, что театральной студии ДМТЮА в этом году исполнилось 35 лет. Интересно, насколько изменились дети, приходящие в театр. Действительно, дети стали другими. Первый набор студии пришел в конце 80-х годов, в период перестройки, когда страна испытывала трудности и нехватку всего. Однако именно тогда дети были более яркими, жаждущими знаний и культурного развития. Учебные программы в школах были более глубокими, а дети много читали, ведь технологий, таких как компьютеры и мобильные телефоны, тогда не существовало. Они воспринимали слово, переданное устно или написанное, более ответственно.
Сегодняшние дети гораздо более прагматичны и менее романтичны. Их сознание формируется под давлением множества соблазнов и материальных ценностей, что делает их ориентированными лишь на успех и карьерное продвижение. Реже можно услышать мечты о том, чтобы стать космонавтом, лесником или зоологом — современное поколение в основном сосредоточено на достижении материального благосостояния.
Многие молодые люди уже в старших классах знают, куда хотят поступать, нацеливаясь на специальности менеджеров или экономистов. Однако это может привести к тому, что у них не остается мечты или целей, которые выходят за пределы материального. Даже те, кто хочет стать актерами, часто ориентируются не на творчество, а на известность и доход.
Существуют случаи, когда дети приходят в театральную студию не по своему желанию, а по настоянию родителей, стремящихся занять их полезным и увлекательным делом. Театр предлагает невероятные возможности для личностного роста и развития, включая знакомство с единомышленниками и участие в репетициях и спектаклях. Для детей это шанс работать, выступать на сцене и получать опыт.
Занятия проходят дважды в неделю, но на самом деле нагрузка значительно больше. Организация театрализованных представлений требует много усилий от различных специалистов. Это не обычные кружковые занятия, а настоящая работа с подачей спектаклей для публики, которая ожидает качественного контента. Подготовка такого спектакля включает работу педагогов, режиссёров, технического персонала и администраторов — это командный труд, который обеспечивает успешную реализацию театральных проектов.
В театре, где главные роли исполняют дети, важно поддержание строгой дисциплины. Каждый ребенок, прошедший отбор, подписывает договор, обязывающий соблюдать определенные правила, которые исключают использование нецензурной лексики, порчу имущества, курение, а также употребление алкоголя. Это особенно актуально для старших подростков, для которых важно проявлять уважение к другим.
Запрещено также без присмотра взрослых пользоваться лифтом, поскольку это может быть опасно, особенно для малышей. Хотя подписанный договор не является юридически обязывающим, его соблюдение способствует воспитанию и осознанию ответственности со стороны ребят.
В театре работает большая труппа, насчитывающая 170 человек, и около 450 участников театральных студий, расположенных в разных москвичских местах, включая театры на Чистых прудах, Бауманской, на Малой Дмитровке и в Vegas City Hall. Воспитание является важным аспектом для всех участников, и здесь нельзя не отметить приверженность к высоким моральным ценностям.
В нашем театральном кружке занимаются дети и подростки в возрасте от 6 до 17 лет, а также есть группы для малышей от 4 до 6 лет. Театр — это замечательное, но вместе с тем требующее усилий занятие.
Мы стремимся минимизировать эмоциональные травмы, избегая унижений и оскорблений. Каждый, кто хоть раз участвовал в конкурсах театральных учебных заведений, понимает, о чем идет речь.
Ребята отбираются педагогами студии, но это не гарантирует, что они получат роли в спектаклях. Успех приходит иногда лишь со второго или третьего раза. Мы не держим детей в «тепличных» условиях; важно понимать, готовы ли они к профессиональной жизни в театре.
Обучаясь у нас, ученики могут легче поступить в театральные вузы, хотя и здесь есть много факторов, влияющих на успех. Я являюсь профессором в двух институтах, и конкурс на место в группе колоссальный: на последний набор пришло около 3500 человек, а взял я всего 27.
Это жесткий конкурс, где многое зависит от восприятия педагога. Если у вас есть страсть к театру — пробуйте! Главное, чтобы дети не испытывали страха и скрытости, а проявляли себя и свои таланты.
Актеры, оказавшиеся на сцене, привыкли к вниманию и взаимодействию как с зрителями, так и с партнерами. Театр представляет собой искусство общения, без которого сама его суть теряет смысл.
Опыт, получаемый на сцене, невозможно постичь теоретически; только практическое взаимодействие с аудиторией позволяет актеру чувствовать ее реакцию. Например, исполняя роль, артист начинает петь, и публика внимательно слушает его, но стоит заподозрить фальшь или непрофессионализм – зритель сразу это замечает. Таких моментов не избежать, поскольку аудитория очень восприимчива к эмоциям и энергии актера.
Подготовка к выходу на сцену весьма серьезна: актеры собираются, концентрируются и настраиваются на участие в спектакле. Однако, когда в зале оказывается целый класс школьников, задача удержания их внимания становится еще сложнее. Сверстники не воспринимают друг друга как авторитетов, и часто в толпе возникает азарт желающих повеселиться, что может отвлекать от представления.
Важно отметить, что на театральных прослушиваниях актеры, имеющие опыт борьбы за внимание, обладают заметным преимуществом. Умение общаться и взаимодействовать с людьми не пропадет – вне зависимости от будущей профессии, будь то врач или экономист, данный опыт помогает находить общий язык с окружающими. Таким образом, навыки, приобретенные в театре, invaluable и способствуют успешной адаптации в различных сферах жизни.
Он проявляет уверенность и не боится выходить на сцену, беря на себя лидерство и демонстрируя свои способности. Эти качества очень важны в любой профессии.
Чистые пруды действительно стали местом, где формируются молодые таланты, благодаря Театральной школе Олега Табакова, которая располагается рядом. Театр, как и другие культурные пространства, располагается в непосредственной близости друг от друга, например, в Театральной площади сосредоточены такие знаменитые театры, как РАМТ, Большой и Малый театры. Это создает уникальную театральную атмосферу, где легко взаимодействовать и обмениваться опытом.
Недавно, в Всемирный день театра для детей и молодежи, я возглавил жюри уникального проекта «Культурный код/т России», который меня особенно заинтересовал. Я хочу подчеркнуть, что в детском театре наблюдается острая нехватка современных пьес, поднимающих важные темы, такие как взаимное уважение и сохранение семейных ценностей.
К сожалению, современная драматургия во многом предлагает детям негативные сценарии, часто заканчивающиеся трагично. Я уверен, что важно создавать качественные и актуальные произведения, которые будут вдохновлять молодое поколение и формировать положительный взгляд на мир.
Обсуждение культурных проблем не должно сводиться к молчанию, важно находить подходящие способы для их освещения. Вспомним слова Гамлета о том, что театр должен отражать природу, демонстрируя как деспотизм, так и доблесть. На сегодняшний день нашему вниманию зачастую представлены только негативные аспекты, игнорируя положительные. Инициатива «Культурный код/т России» выглядит очень актуально.
Я считаю, что детям необходимо уделять больше внимания культуре. Важно привить им интерес к классической литературе, чтобы на вопрос о российских поэтах они не ограничивались только именами Пушкина и Лермонтова. Рекомендуется знакомить их с хорошей музыкой, качественным кино и театром, а также поощрять чтение книг.
Многие задаются вопросом, как приучить детей читать. Ответ прост: читайте вместе с ними, выбирая интересные для них произведения и постепенно вводя более серьезные книги. В школе вовсе не обязательно заставлять читать Достоевского или Толстого. Важно научить детей любить литературу, и они сами захотят читать.
Лично я не прочитал «Войну и мир» в школе, посмотрел только фильм. В 24 года я осознал, что упустил шедевр. Возвращался к этому произведению периодически вплоть до 50 лет. Теперь планирую вновь взять его в руки после чтения Диккенса.
Каждый новый опыт чтения классической литературы приносит что-то уникальное. В первый раз восприятие книги может быть лишь занимательной историей, но с каждым повторным чтением возникают новые интересы, например, в словах Кутузова о России или в судьбе натуры Наташи, ее произрастающей любви.
С музыкой наблюдаю нечто подобное. Например, Шопен, чьи произведения открывают глубокие диалоги и чувства. Его ноктюрны могут передать целую гамму эмоций, что делает каждую ноту живой и понятной.
Я всегда подчеркиваю своим студентам важность чтения и прослушивания произведений классики. В моем театре я вижу, как дети увлеченно читают и учат стихи, благодаря тому, что я сам являюсь для них примером.
Обучение без навязывания, а с помощью личного примера позволяет вдохновить их на развитие и поиск глубины в искусстве.