В последнее время несколько фильмов привлекли внимание зрителей, в центре которых находятся события, связанные с жизнью и смертью католической церкви. Один из них, удостоенный «Оскара» за лучший адаптированный сценарий в 2025 году, подробно показывает процесс избрания нового Папы после кончины прежнего.
На Ватикан обрушивается траур, и кардиналы со всего мира собираются для прощания с ушедшим понтификом. В окружении скорби разгорается борьба за престол: пять кандидатов — два консерватора, либерал, амбициозный нигериец и кардинал Лоуренс, роль которого исполняет Рэйф Файнс. Их противостояние наполнено интригами и шантажом, отражая темные стороны политической жизни церкви.

Тем временем на передний план выходит малоизвестный мексиканец Бенитес, недавно назначенный архиепископом, что становится неожиданностью для зрителей. Несмотря на предсказуемость его выбора на Святой Престол, сценарист Питер Строгэн подготавливает неожиданный финал, который вызывает неоднозначные отклики, даже среди католических епископов.
Также стоит отметить сериал, ставший хитом благодаря Джуду Лоу, который играет вымышленного кардинала Ленни Белардо, молодого Папы Пия XIII. Эти произведения поднимают важные вопросы о власти, моральных дилеммах и внутренней политике церкви, пробуждая интерес к тому, что скрывается за закрытыми дверями Ватикана.
Фильм представляет собой глубокую ироническую и сатирическую работу, однако акцентируется не на Святом Престоле, как многие могли бы подумать, а на рядовых католиках, которые завышают ожидания от Папы Римского, не осознавая, что он, несмотря на титул «первый после Бога», остается человеком.
Главный герой, Белардо, курит, пьет вишневую колу и подвергает сомнению свою веру, вводя радикальные реформы, которые шокируют Ватикан. Режиссер Соррентино освещает болезненные вопросы католической церкви, включая довольно острые темы, такие как аборты. Для либерального европейского зрителя воспринимать такие прямые ответы — это почти как встретить говорящих рыб. Европа привыкла к свободе, но встает вопрос: существует ли она там, где нет Бога?
Соррентино мастерски сочетает провокацию с философией, поскольку отсутствие последней делает просмотр фильма о Папе невыносимо скучным. Уже в титрах видеть живопись становится важной частью повествования, а каждая серия обильно насыщена музейными экспонатами и глубокими аллюзиями. Одна из цитат из произведения Иосифа Бродского указывает на «красоту при низких температурах», что может быть уместной метафорой в контексте ленты.
Забавно, что почивший Папа Франциск также проявлял интерес к русской литературе.
Фильм можно считать одним из лучших произведений о Святом Престоле, и не только благодаря выдающимся актерским работам Энтони Хопкинса и Джонатана Прайса. Этот неторопливый фильм основан на реальных событиях и рассказывает о неожиданных отношениях между консервативным Папой Бенедиктом XVI и прогрессивным кардиналом Хорхе Бергольо, который впоследствии стал Папой Франциском.
Фильм «Два Папы» представляет собой не просто байопик, а масштабное размышление о будущих путях церкви: сохранить ли традиции или адаптироваться к современным реалиям.
Одни фигуры, такие как Папа Бенедикт, выступают за консерватизм, в то время как другие, как папский преемник, выдвигают идеи изменений. Их встреча в Риме становится ключевым моментом, который меняет их взгляды и судьбы.
Оба, ранее противостоящие друг другу, начинают общаться и открывать новые грани своего общения, даже участвуя в таких жизненных радостях, как футбол и танцы. Это подчеркивает, что даже в религии есть место теплоте и человеку.
Фильм закрепляет свою значимость благодаря глубоким диалогам, написанным драматургом Энтони Маккартеном, отмечаемым за свою способность затрагивать сложные темы.
Открытый финал картины подчеркивает изменение в культуре Ватикана, которое становится особенно актуальным на фоне смены понтифика. Таким образом, «Два Папы» не только развлекает, но и вызывает размышления о будущем церкви.