Влияние цифровых инноваций на креативную экономику в России

Июл 20, 2025 / 11:39

Цифровые инновации значительно изменили повседневную жизнь и оказали влияние на все сектора экономики, включая культуру. Понятие «креативная экономика» стало актуальным за последние 20 лет, объединяя искусство, культуру, бизнес и технологии. Такое сочетание не только стимулирует творческий процесс, но и открывает возможности для самовыражения и создания коммерчески успешного контента.

По данным на октябрь 2024 года, креативные индустрии составляют 3,5% ВВП России, и к 2030 году планируется увеличить эту долю до 6%, согласно информации от Агентства стратегических инициатив (АСИ).

Влияние цифровых инноваций на креативную экономику в России

С уходом зарубежных компаний с российского рынка перед представителями отрасли возникли новые возможности для роста, как отметил гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич в беседе с «Известиями». Цифровые технологии играют ключевую роль в развитии креативной индустрии, делая культурные события более доступными для широкой аудитории, включая те регионы, где посещение мероприятий затруднено.

Социальные сети и стриминговые платформы помогают артистам и культурным организациям продвигать свои проекты и взаимодействовать с публикой, что активно увеличивает их популярность. Цифровые сервисы также предоставляют интерактивные форматы контента: образовательные приложения, онлайн-выставки, виртуальные экскурсии и концерты стали обычным делом. Особенно использование онлайн-форматов культурных мероприятий получило распространение в период пандемии коронавируса.

В период ограничений, связанных с пандемией, представители культурной сферы начали искать новые способы взаимодействия с аудиторией. Это привело к появлению онлайн-фестивалей. Одним из первых подобный проект провела социальная сеть «ВКонтакте», организовав фестиваль с участием популярных групп, таких как Brainstorm и Hurts.

Теперь компания продолжает развивать эту инициативу, проводя традиционный VKFest и новогодние диджитал-шоу «VK под шубой». Руководитель фестиваля, Зоя Новикова, отмечает, что изначальная идея VK Fest заключалась в том, чтобы акцентировать внимание на непосредственном общении с участниками. Поначалу планировалось даже отключение соцсети на время фестиваля, но потом было решено организовать онлайн-трансляцию для тех, кто не может приехать.

Это дало возможность привлечь зрителей, и с тех пор 40-60% зрителей на фестивале — туристы, а в 2024 году фестиваль собрал 46 миллионов просмотров онлайн.

В дополнение к этому, компания использует инновационные технологии, включая искусственный интеллект, для разработки сцен и визуализации концепций. Проведение подобных мероприятий также поддерживается федеральным проектом «Цифровая культура», который стремится привлечь население к культурным инициативам через создание современной инфраструктуры и внедрение новейших технологий. Этот проект является частью национального культурного плана, направленного на расширение доступа к культурным событиям.

На Санкт-Петербургском международном культурном форуме Владимир Мединский, помощник президента РФ, рассказал о целях проекта, нацеленного на доступность академического искусства для всех граждан страны.

Ключевым элементом инициативы является цифровизация культурного контента, что включает в себя создание электронных гидов, оцифровку фильмов и книг, а также организацию онлайн-трансляций культурных мероприятий. Программа также ставит амбициозную задачу открыть до 2024 года 500 виртуальных концертных залов в ДК, библиотеках и музеях, которые будут оборудованы современными мультимедийными технологиями и предоставлять доступ к высококачественному контенту благодаря скоростному интернету.

Первая такая площадка в Санкт-Петербурге, виртуальный зал «Петербург-концерт», была открыта в 2020 году, став преемником «Ленконцерта». Зал проводит около 80 цифровых показов в год, включая разнообразные жанры: академическую и эстрадную музыку, джаз и современную хореографию.

Для зрителей, которые не могут посетить концерты вживую, доступны бесплатные трансляции на портале PRO.Культура.РФ и в социальной сети «ВКонтакте», что позволяет каждому наслаждаться культурными мероприятиями из любого уголка страны. С начала года концерты на платформе ВК собрали свыше 2 миллионов просмотров, что свидетельствует о высоком интересе к артистам и культурным событиям.

«Петербург-концерт» в сотрудничестве с оператором спутникового ТВ «Триколор» с прошлого года инициировал программу «Культурный перерыв», которая собирает около миллиона просмотров за выпуск, как сообщает Дмитрий Федулов, руководитель Медиацентра.

Также организация активно сотрудничает с культурными учреждениями из различных регионов России, идеально готовя гастроли творческих коллективов. Они не только транслируют выступления, но и обеспечивают необходимую подготовку и сопровождение цифровых материалов, включая афиши для соцсетей и баннеры для сайтов, свободно доступные для своих партнеров.

Программы «Петербург-концерт» не привязаны к эфирной сетке, что позволяет зрителям смотреть их в удобное время и в любой последовательности. Все видеозаписи сохраняются на партнёрских платформах в открытом доступе после завершения прямой трансляции, что делает их доступными бессрочно.

С технической точки зрения площадка поддерживает трансляцию в качестве до 4K, используя многокамерную съемку и ИИ для обработки материалов.

В будущем планируется увеличить количество показов и расширить аудиторию виртуального концертного зала. Это использование цифровых платформ не только способствует популяризации культурных мероприятий, но и помогает эффективно продвигать отечественные культурные продукты, увеличивая их доступность и привлекательность для широкой публики.

По материалам: www.dp.ru