Фильм Инзеень-малина (16+): зарождение русской культуры

Июн 9, 2024 / 14:39

Фильм под названием 'Инзеень-малина' (16+) был снят в 2006 году на Казанской киностудии, которая была создана на базе студии кинохроники.

Фильм Инзеень-малина (16+): зарождение русской культуры

Сценаристами этой картины выступили Денис Осокин и Владимир Сивков. Фильм был показан в Сочи и в Роттердаме, ознаменовав дебют Павла Густова в кинематографе.

Одну из ролей исполнила художница-наивистка Екатерина Медведева. В 2010 году по повести Дениса Осокина был снят фильм 'Овсянки' режиссера Алексея Федорченко, который попал в программу Венецианского кинофестиваля.

До этого писатель сотрудничал с Сергеем Литовцем над фильмом 'В сломанный микроскоп мы увидим Казань'.

В фильме 'Инзеень-малина' Литовец выступил оператором-постановщиком, его уникальный стиль можно заметить в каждой сцене.

'Инзеень-малина' - это сборник нескольких новелл, рассказывающих о судьбе российской культуры и вечных жизненных ценностях.

Картина была снята по заказу Федерального агентства по культуре и кинематографии Российской Федерации.

Для режиссера Владимира Сивкова это был дебютный полнометражный фильм.

Он родился в Пятигорске, учился в местном институте иностранных языков, а затем на Высших курсах сценаристов и режиссеров.

Работал режиссером как в Ростове, так и в Москве, прежде чем пристроиться на Казанскую студию кинохроники.

Идеей фильма является концепция Эдгара Бартенева, с которым Осокин тесно сотрудничал над фильмом 'Одя' об истории народа коми.

'Инзеень-малина' относится к жанру этнографической драмы и состоит из восьми новелл, каждая из которых имеет свое название, такие как 'Мишень', 'Париж', 'Весы'.

Эти новеллы тесно связаны с личностью главного героя Алексея Панкратова, роль которого исполнил актер ТЮЗа Павел Густов.

Сосед критикует его жестко, говорит, что ему уже 30 лет, а он до сих пор увлекается игрушками и живет как бездомный в городе под названием Инзеень. В языке маленький языческий народ Эрзя выражение «инзеень» означает малина и является магическим словом.

Густов, делавший свой дебют в этом фильме, вспоминает, что кастинг проходил в театре, он поспешил на пробы вместе с коллегой и попросился пройти без очереди. Прошедшие пробы спешно отправились на работу. Позже режиссер позвонил ему.

Съемки фильма проходили в разных локациях - в старом доме на улице Волкова, возможно, том же месте, где снимался «Микроскоп» (сейчас здание снесено). В Тетюшах важную роль сыграл музей. Также показаны съемки на мотодельтапланах в районе Свияги.

Густов отмечает, что необычна была не сама сценарная линия, а абсолютная пристрастность к деталям событий на съемочной площадке, как будто в советские времена, кроме работы над актерской игрой, так как их диапазон был заранее оговорен с режиссером. Очень внимательно относились к освещению, кадрированию - все снималось на пленку.

Одну из ролей исполняет известная художница Екатерина Медведева, которая, по сути, играет саму себя. Она выросла в детском доме, потом работала реквизитором в народном театре в Кисловодске, начала изучать рисование в местной студии. В конце фильма цитируется высказывание Марка Шагала о ее творчестве. Съемки с участием художницы проходили в селе Перво Рязанской области, где она проживала и работала.

Она промеряла шляпы, «пожгла» Густова в бане и научила его медитировать. В фильме прослеживается стиль Осокина. Герой видит сон, где целуется с прекрасной девушкой (эту роль исполняет жена Густова, Алсу), и просыпается в старом доме, отпускает мышь из банки и запускает вентилятор, вращающий деревянных ангелов.

После этого Владелец музея водки из Углича, по имени Адриан, начал рисовать еще одного персонажа — на печи. Он стремился добавить в свой местный краеведческий музей немного новых элементов, утверждая, что в России слишком много бесполезного хлама не только в музеях, но и в умах людей.

Также в сюжете присутствует забытый родственник из Средней Азии по имени старик Нур (Азгар Шакиров), который предпочитает просто есть блины и читать молитвы. Одним из удивительных персонажей фильма является сумасшедший Иннокентий, в роль которого удивительно вписался Николай Чайка. Наконец, сюжет также включает в себя концерт глухонемых и сцены полетов над деревнями.

Весь этот мир принадлежит Алексею Ивановичу Панкратову, который становится начальником отдела культуры. Фильм отличается от других тем, что в нем мало слов, но много действий, что делает его увлекательным для зрителя.

Один из самых странных эпизодов в фильме — когда Панкратов зарывается в песок, воссоздавая сцену из фильма «Белое солнце пустыни», а затем следует неожиданная сцена флирта с его влюбленной соседкой Леной, которая исполняет песню Бабы Яги из «Новогодних приключений Маши и Вити».

Режиссер Густов рассказывает о том, как он придумал и применил свою систему для съемки данной сцены, что позволило снять несколько дублей без вреда для актера. Суть заключалась в том, что актер должен был оставаться под слоем песка определенное время, дыша через трубочку.

Фильм с бюджетом в семь миллионов был показан на множестве фестивалей, включая «Кинотавр», «Евразия» в Алматы и кинофестиваль в Роттердаме, где он неоднократно собирал полные залы. История Панкратова также была показана на канале «Культура» несколько раз, что подчеркивает интерес и актуальность данного фильма.

По материалам: kino.rambler.ru