Рап, деньги, оружие. Именитый турецкий режиссер Фатих Акин, награжденный в течение своей почти 30-летней карьеры множеством крупных кинофестивалей, решил создать непохожий ни на что фильм, который стал вызовом для таких гуру кинематографии, как Гай Ричи.
Этот хулиганский фильм, кажется, предназначен для того, чтобы взбесить всех: европейцев, иммигрантов, музыкантов и даже поклонников самого Акина. Однако режиссер может противостоять всем обвинениям, утверждая, что сюжет основан на реальных событиях.
Сюжет ленты основан на автобиографии немецкого хип-хоп исполнителя и продюсера Xatar, который в молодости совершил ограбление и попал в тюрьму. Действие фильма начинается в тюрьме в Сирии, куда попадает юноша по имени Гивар.
Ему пытаются выведать информацию о местонахождении золота, но он утверждает, что ничего не знает, и единственное золото у него — в зубе. Надзиратели не верят ему и извлекают золото, показывая настоящую жестокость и вызывая сочувствие к герою (хотя он и не заслуживает полного одобрения).
Затем показывается жизнь главного героя с самого детства. Его отец — курдский композитор, вынужден был бежать с женой, флейтисткой оркестра, из Ирана из-за угрозы исламистов.
Гивар родился в горах во время обстрела, после этого он вместе с родителями попал в плен. В конечном итоге они оказались в Германии, в иммигрантском гетто. Семья смогла обрести материальное благополучие, мальчика обучали музыке, но подросток устал быть прилежным учеником и решил стать настоящим мужчиной. Он связался с уличными бандами и начал заниматься наркоторговлей.
Историческая главка: фильм о принце Эндрю и Дугласе в исполнении Франклина. В апреле в онлайн-кинотеатрах состоялись главные премьеры.
Фатих Акин в своем фильме обошелся без морализаторства, представляя персонажей без осуждения или защиты. «Не мы такие, жизнь такая», — эта фраза могла бы быть произнесена Гиваром.
В самом конце фильма он, уже став рэп-звездой, отвечает на неприятные вопросы дочери, которую дразнят одноклассники. Непонятно, насколько дочь поверила объяснениям отца. Зритель в течение всего фильма не может определить свое отношение к Гивару. Возможно, он не нравится зрителю, хотя он полон жизни и энергии.
Убил ли он в молодости? Изменился? Скорее всего, нет. Парни не извиняются. Он переключился на чтение рэпа, что менее опасно социально, чем наркотики и грабежи. И оказалось, что это прибыльно. По крайней мере, такая мораль присутствует в фильме.
Откуда же взялось название фильма? В сцене, где беженцы прибывают в Германию и идут в оперный театр. Отец объясняет Гивару, что сюжет оперы рассказывает о сокровищах русалок на дне Рейна. Спустя годы кульминацией криминальной карьеры парня станет похищение золота. Только когда это золото окажется в реке, как и в опере, гармония и любовь вернутся в мир. Однако похититель в опере видит сокровища лишь как способ приобретения власти.
Акин Гивар в представлении автора напоминает Зигфрида, героя, который не знает страха и с легкостью отправляется в опасное путешествие, в отличие от уязвимого властолюбивого Альбериха.
Фильм «Зеркало» Алира Курбанова, рассматриваемый в контексте творчества Андрея Тарковского, представляет собой своеобразное документирование жизни и творчества советского режиссера. В XXI веке его работа остается популярной и актуальной, что подчеркивает его статус первого русского режиссера.
Фильм кажется хаотичным, несерьезным и дерзким, перекликаясь с главным героем, который сталкивается со сложностями и опасностями. Начав как драма о конфликтах на Ближнем Востоке, он превращается в криминальный триллер с элементами сатиры на европейское общество. В фильме есть комедийные сцены, напоминающие стилистику Тарантино. Например, сцена, где персонажи берут у мафии экспериментальный наркотик, превращающийся в кокаин при высыхании, создает напряженную ситуацию.
Однако фильм не удерживается на динамике и юморе 'Криминального чтива' или 'Джентльменов'. Зрители ощутят обман, так же как и персонажи, так как фильм не достигает уровня захватывающего драйва и яркого юмора.
Фильм не дает возможности насладиться приключениями героев, не позволяя узнать больше о творческих страстях Хатар. Главный герой начинает серьезно заниматься рэпом лишь в финале фильма, и это сразу приводит к успеху. Невозможно понять, как запись новичка, сделанная в тюремной камере и отправленная по почте, моментально завоевала популярность по всей стране.
И вообще, в сюжете часто возникают моменты, когда хочется воскликнуть: «Да ну!».
Множество фактов, подтверждающих ключевые моменты статьями о Xatar в прессе, показывают, что правда жизни и правда художественной далеко не всегда совпадают.
Сын турецких иммигрантов Акин, несмотря на приличные кассовые сборы в Германии, скорее всего не стремился угодить широкой публике или фестивальным знатокам.
История курдского беженца Гивара Хаджаби, который смог покорить Европу, оказалась для режиссера отражением собственной жизни. Это почти исповедь.
Не случайно в начале фильма есть посвящение умершему в 2021 году отцу Фатиха.
Создавать кино о гангста-рэпе и enfant terrible в идеальной эстетике, возможно, показалось Акину нечестным. Поскольку гангста-рэп не о красоте, а о выживании.
В российском дубляже главного героя озвучил рэпер Леван Горозия, известный как L’One. Сын грузинского иммигранта, выросший в Якутии и в молодости покоривший Москву своим талантом. Это редкий случай, когда у всех персонажей истории произошло счастливое развитие не только на экране, но и в реальной жизни.