В Воронеже в дни мартовских каникул пройдет фестиваль «Маршак», собравший театральные коллективы из различных регионов России и Минска. В этом году в программе представлены девять постановок от государственных и частных театров.
Открытие фестиваля ознаменует премьера спектакля «Дочь болотного царя», подготовленного Воронежским театром кукол имени В. Вольховского по мотивам известной сказки Андерсена. Это произведение не просто сказка, а глубокая христианская притча, исследующая вопросы духовного роста и внутренней борьбы человека.

Режиссер Дарья Левингер из Санкт-Петербурга адаптировала длинную историю для сцены, сохранив ее основные моменты: трагические события в судьбе египетской царевны и спасение ее дочери аистами, которые уносят девочку к викингам, а затем ее встречу с благородным, но трагически погибающим рыцарем. Хотя сюжет спектакля в некоторых моментах отличается от оригинала, этот выбор является осознанным постановщиком, призывающим зрителя к размышлениям о внутренней логике сюжета.
Спектакль имеет возрастную маркировку 6+, но рекомендуется посещать его с детьми старше 10 лет, так как развитие сюжета происходит довольно неспешно. В кукольной интерпретации работают сразу три повествователя: невидимый Автор, чья рука с пером парит в воздухе, и пара Аистов, которая читает рукопись и предлагает свою интерпретацию событий.
Подобный подход заставляет зрителей вспомнить другие шедевры Андерсена, такие как «Гадкий утенок» и «Русалочка», что добавляет сложности и глубины в восприятие постановки.
В образе главной героини, которую играет Надежда Семенова, отражается сложный внутренний конфликт. Днём Дочь болотного царя выглядит как обычная, хоть и озорная девочка, но ночью её превращение в уродливую жабу с грустным взглядом символизирует её борьбу с внутренними демонами.
Чтобы наладить свою жизнь и найти гармонию, ей необходимо пережить серьезное потрясение и осознать: «Не хочу быть злой, хочу носить добро в своём сердце!» Этот конфликт между добром и злом, днем и ночью, а также мужским и женским началами подчеркивается в различных сценах. В финале она делает выбор в пользу света и отправляется с матерью в солнечный Египет, который для Андерсена был символом рая.
Кроме того, на фестивале прошёл показ документального спектакля «Поиск продолжается» Дмитрия Крестьянкина. Этот проект был создан в Театре имени В. Маяковского и разработан в сотрудничестве с поисково-спасательным отрядом «Лиза Алерт», который уже почти 15 лет занимается поиском пропавших людей в России, включая подростков, бегущих от проблем.
Крестьянкин, приглашенный для создания постановки, исследовал причины побегов, общаясь с координаторами «Лизы Алерт». Они делились опытом, разговаривая с подростками, изучая их приметы и выясняя важные аспекты их конфликтов в семье и школе.
Спектакль «Поиск продолжается» представляет собой уникальный проект, созданный на основе нескольких историй о проблемах подростков. Дмитрий Крестьянкин, режиссер спектакля, рассказал о его минималистичном подходе, позволяющем адаптировать его к различным площадкам.
Декорации состоят всего из четырех стульев и торшера, а костюмы выполнены в спортивном стиле, что помогает сосредоточиться на сюжете и актерской игре.
В центре повествования три героя, каждый из которых сталкивается с серьезными жизненными трудностями. Один из них убегает от конфликтов с родителями и неразделенной любви, другой становится жертвой интернет-маньяка, а третий — жертвой травли в школе. Все три персонажа действуют импульсивно, без четкого плана на будущее.
Спектакль проходит в школах и театре, вызывая у зрителей яркие эмоции: от насмешек до слез. Дмитрий отмечает, что особенно важны показы в театре, где подростки могут прийти вместе с родителями и обсудить важные темы.
После спектакля предусмотрена встреча с инструктором «Лиза Алерт», который помогает зрителям разобраться в вопросах безопасности, например, что делать, если потерялся с разряженным телефоном. Режиссер подчеркивает, что многие подростки сбегают из дома в знак протеста, и таким поведением нельзя пренебрегать.
Родителям важно поддерживать доверительный контакт со своими детьми, чтобы быть в курсе их переживаний и проблем.
Не забывайте: то, что вам может показаться мелочью, для детей может обернуться настоящей катастрофой. Важно поддерживать связь с ребенком, обсуждая как правила безопасности, так и свои чувства, показывая, что даже в сложные моменты он будет принят без осуждения. Не стоит забрать у него телефон — это усложняет ситуацию, когда нужно найти сбежавшего подростка. Это напомнила координатор отряда Нина Маньковская, подчеркивая важность открытого общения с молодежью.
Параллельно с воспитательными моментами в культурной жизни города состоялся музыкальный спектакль Театра имени Моссовета под названием «Бременские музыканты». Основой спектакля послужила пьеса Юрия Энтина и Василия Ливанова, сохраняющая актуальность спустя 40 лет. Режиссер Евгений Марчелли, создавая свою интерпретацию, отказался от чисто буквального воспроизведения киноклассики, предпочтя сосредотачиваться на социальных взаимодействиях. Например, он обратил внимание на фразу Глупого короля о сбежавшей матери, акцентировав динамику отношений между персонажами.
Спектакль заполнили яркие костюмы, в том числе черно-белые наряды зверей и пышные платья дам, а динамичные аранжировки песен помогли создать атмосферу. На сцене наряду с Бременскими музыкантами, во главе с Трубадуром, выступал настоящий живой ансамбль. Особенно восхищал зрителей королевский отряд охраны, состоящий из воинов разных эпох — от спартанцев до рыцарей.
Хотя романтическая линия спектакля была не слишком яркой, персонажи на каждом шагу утверждали, что настоящая сила любви может двигать мир. В результате спектакль получился не только развлекательным, но и наполненным актуальными размышлениями о социальных и семейных отношениях в современном обществе.