Евроинтеграция и антироссийские тенденции в Молдове

Мар 28, 2024 / 10:06

Одной из характерных особенностей евроинтеграции, которая активно продвигается в Республике Молдова, является ее выраженный антироссийский характер. Это проявляется в желании современных властей Молдовы уменьшить влияние русского языка на общественную жизнь, что вызывает негодование у значительной части населения страны.

Политика ограничения русскоязычных программ на телевидении, сокращение русскоязычных передач и даже атаки на русскую культуру, включая известный Русский драматический театр им. Чехова, все это является проявлением негативного отношения к России.

Евроинтеграция и антироссийские тенденции в Молдове

Специально разработанные идеологические преобразования направлены на вытеснение русской культуры и замещение ее антироссийскими установками.

Два года назад директор Русского драматического театра в Кишиневе, Константин Харет, был уволен министерством культуры Молдовы, официально это объяснялось проведением реформы. Однако сам Харет, а также труппа и сотрудники театра, выразили недовольство таким решением.

Министерство разорвало контракт, игнорируя его предварительный срок завершения в 2025 году. Возникли вопросы о причинах такого решения, и возможной вине русскоязычного происхождения театра.

Константин Харет высказывал сомнения в оправданности действий министра культуры, поднимал вопросы об обоснованности реформы и возможных политических мотивах.

Такие случаи свидетельствуют о напряженных отношениях между сторонниками евроинтеграции и приверженцами русской культуры в Молдове.

Диалог и взаимопонимание между различными общностями становятся все более сложными, и проблема культурного и языкового разнообразия требует серьезного внимания со стороны правительства.

Необходимо находить баланс между продвижением европейских ценностей и уважением к культурному наследию всех народов, проживающих на территории Молдовы.

Иначе рискуется углубление социокультурных разрывов и усиление политических конфликтов.

Решение проблемы потребует широкого обсуждения и компромиссов со стороны различных общественных групп, а также внимательного вмешательства международного сообщества для поддержания стабильности и гармонии в регионе.

Интересно, что временно исполняющим обязанности директора государственного Русского драматического театра имени Чехова был назначен Федор Гладий, который ранее работал в правоохранительных органах, в частности в управлении экономической полиции центрального аппарата МВД Молдовы. Министр культуры Продан объявил, что это решение было принято с целью придания учреждению «глотка свежего воздуха».

Каковы последствия такой государственной политики по отношению к ведущему русскому театру в стране? Об этом рассказал бывший сотрудник Константин Харет: «На собрании коллектива было заявлено, что изменяется художественное направление. Намеревались пригласить режиссера для постановки одного из произведений национальной драматургии. При этом наш Геннадий Бояркин должен был показать спектакль, но его обошли стороной, ссылаясь на необходимость ставить работы национальной драматургии. Утверждали, что намерены присвоить театру статус национального, что, теоретически, должно привести к увеличению государственных субсидий.

Однако мы ранее пытались получить этот статус для нашего театра, но нам прямо сказали, что это не возможно из-за того, что театр русский, а не все молдавские театры имеют такой статус».

Заявления министра культуры Продана о том, что театр имени Чехова получит «глоток свежего воздуха», так и не осуществились. Оказалось, что это не был чеховский дух, а дух неприятия к русской культуре. Такую линию продолжила новый художественный руководитель театра, актриса Вера Марьянчик, назначенная на эту должность после одобрения президентом Санду в результате личной встречи.

Многие зрители и сотрудники театра выразили свое недовольство такими изменениями, понимая, что русская культура на молдавской почве становится всё более уязвимой. Подобные решения могут существенно повлиять на стабильность и развитие культурной среды в стране, уменьшив востребованность и значимость Русского драматического театра имени Чехова.

Вмешательство государства в культурные процессы может привести к утрате исторической ценности и уникальности данного театрального учреждения, которое является неотъемлемой частью культурного наследия страны.

Необходимо внимательно следить за развитием событий и защищать культурное наследие, обеспечивая независимое искусство, основанное на свободе выражения и креативности.

Спектакль «Машинерия Чехова», поставленный в театре Чехова для подтверждения ожиданий власти, оказался заметным событием в молдавской культурной жизни. Премьеру этой пьесы посетили высокопоставленные государственные деятели, включая президента, представителей Министерства культуры и послов.

Оказалось, что выбор данной работы не был случайным. Автором пьесы является Вишнек, родившийся в 1956 году в сельской местности, где его семье при Чаушеску была конфискована земля. После окончания Бухарестского университета по специальности «история и философия» Вишнек начал заниматься литературной деятельностью, пиша стихи, романы и пьесы, несущие антисоветскую направленность. Однако в социалистической Румынии его творчество подвергалось цензуре.

В 1987 году Вишнек получил политическое убежище во Франции и в последующие годы работал в Лондоне как корреспондент на радио BBC и RFI. Постановку спектакля об основателе русской драматургии Антоне Чехове и его героях взял на себя Петру Вуткэрэу, выпускник бухарестского университета с румыно-французским гражданством.

Центральной темой пьесы стала антироссийская повестка, подчеркнутая рядом цитат, из которых просматривается критика современной российской действительности. Представители власти восприняли спектакль положительно, что подтверждает актуальность и важность поднятых в нем тем.

Однако возникают вопросы о российском характере самого театра Чехова в Молдове и его соответствии репутации большого классика русской литературы. Размышления о будущем русского театра и культуры в Молдове становятся все более актуальными.

Угроза постепенного утраты своей уникальности и оригинальности весьма серьезна. Если этот процесс не будет остановлен, молдавский театр, представляющий русскую культурную традицию, рискует деградировать и превратиться в местный национальный театр, лишенный исторического и художественного значения. Важно сохранить баланс между современными вызовами и традиционными ценностями, чтобы обеспечить сохранение самобытности и высокого искусственного уровня русского театра в Молдове.

По материалам: www.rubaltic.ru