Эрик Айдл - легенда британской комедии и Монти Пайтона

Мар 3, 2024 / 17:11

Эрик Айдл, родившийся 29 марта 1943 года в Саут-Шилдсе, Великобритания, является британским актёром, сценаристом, продюсером, режиссером и одним из комиков знаменитой группы «Монти Пайтон».

Эрик Айдл - легенда британской комедии и Монти Пайтона

Его отец, лётчик Королевских ВВС, погиб когда Эрику было всего два года в дорожной аварии после Второй мировой войны. Мать Нора Бэррон Сандерсон работала медсестрой, а раннее детство Эрика прошло в Манчестере и позже в Уоллси недалеко от Ливерпуля.

В школе Святого Георга и затем в Королевской школе-интернате в Вулверхэмптоне он проявил выдающиеся способности, особенно в гуманитарных предметах, в частности в английском языке.

В 1962 году Эрик поступил в Пемброк-колледж Кембриджского университета, где он стал участником театральной группы «Cambridge Footlights Comedy Club». Там он встретил своих будущих коллег - Грэма Чепмена и Джона Клиза - и начал свою карьеру в комедийном искусстве.

Его вдохновением в те годы послужило сатирическое театральное шоу «За гранью», где выступали актеры как Питер Кук, Дадли Мур, Алан Беннетт и Джонатан Миллер.

Эрик Айдл стал известен своим талантом в жанре комедии, а также как автор сценариев и шуток. Вместе с «Монти Пайтон», он создал множество известных комедийных проектов, которые стали культовыми в мире развлечений.

Его вклад в мировое кино и телевидение является значительным, и он продолжает быть востребованным и уважаемым артистом.

Эрик Айдл - не только талантливый актёр, но и многогранный творческий личность, чье наследие останется в веках.

В 1963 и 1964 годах, Эрик Айдл выступал в составе группы 'Футлайтс' на ежегодном Эдинбургском театральном фестивале, где он познакомился с Терри Джонсом и Майклом Пэлином из студенческой труппы Оксфордского университета, которые позже стали его коллегами.

В 1965 году, на последнем курсе университета, Эрик был избран президентом театра 'Футлайтс'. Первым делом, став президентом, он отменил долгостроевшее правило о запрете женщинам участвовать в университетской труппе.

После окончания университета, Айдл гастролировал со своим спектаклем 'Моя девушка Герберт', выступал в театре 'Лирик' в Лондоне, а также показывал свои комедийные номера в клубах города.

Помимо этого, он начал писать сценарии для радиопередачи 'Извините, я прочитаю это еще раз' и для телешоу Дэвида Фроста, где также участвовал его друг по университету и 'Футлайтс' Джон Клиз.

С 1967 по 1969 годы, Айдл работал в качестве актера и сценариста над детской программой 'Не перенастраивайте ваш телевизор'. В этой передаче также участвовали его давние друзья - Терри Джонс, Майкл Пэлин, Терри Гиллиам, приехавший из США, и группа 'The Bonzo Dog Dooh Dah Band'.

С Нилом Иннесом, одним из участников группы, Айдла связывала крепкая дружба, и вместе они участвовали в различных проектах в течение многих лет.

Благодаря своему уникальному и оригинальному юмору передача под названием «Не перенастраивайте свой телевизор» стала популярна не только среди детей, но и у более взрослой аудитории. Именно из-за этого успеха было принято решение о создании взрослого аналога этого шоу.

Так в 1969 году появился культовый «Воздушный цирк Монти Пайтона», который объединил усилия таких талантливых людей, как Эрик Айдл, Джон Клиз, Грэм Чепмен, Терри Джонс, Майкл Пэлин и Терри Гиллиам. В этом шоу были сочетаны черный юмор, абсурд, пародия, социальная сатира и эксцентричные шутки.

«Воздушный цирк» приоткрыл зрителям широкий спектр комедийного таланта Эрика Айдла. Обладая неповторимым обаянием и всегда ироничным выражением лица, Эрик мастерски справлялся с различными ролями, будь то мужские персонажи, женщины, телеведущие, военные, домохозяйки, полицейские, исторические деятели и многие другие.

Его многогранный актерский талант и чувство юмора помогли создать неповторимую атмосферу в каждом эпизоде сериала.

Незадолго до выпуска первого эпизода «Воздушного цирка» в июле 1969 года Эрик Айдл женился на актрисе из Австралии по имени Лин Эшли. Помимо участия в съемках сериала, он активно участвовал во всех других проектах команды Монти Пайтона, включая издание книг, запись альбомов, живые выступления и съемки в четырех полнометражных фильмах: «А сейчас нечто совершенно иное» (1971), «Монти Пайтон и Священный Грааль» (1974), «Житие Брайана» (1979) и «Смысл жизни» (1983).

Эти фильмы стали классикой комедийного кинематографа и по сей день пользуются популярностью среди поклонников британского юмора.

Вместе с коллегами из «Монти Пайтона» Эрик Айдл создал яркие и неповторимые образы, которые до сих пор вызывают восторг и улыбки у зрителей по всему миру.

Его вклад в мировую комедийную культуру остается неоценимым, и имя Эрика Айдла навсегда останется в списке легендарных комиков.

В фильмах и телевизионных шоу с участием Айдла, наряду с другими участниками группы «Монти Пайтон», он выступал не только в качестве актера, но и как сценарист.

Помимо своих актерских задач, благодаря своему музыкальному таланту и умению играть на гитаре, Айдл написал несколько песен для сериала и фильмов «Монти Пайтон».

Одна из его известных песен - «Всегда смотри на жизнь с хорошей стороны» - звучит в завершающих сценах картины «Житие Брайана».

Среди его первых выдающихся ролей на большом экране можно отметить трусливого сэра Робина в фильме «Монти Пайтон и Священный Грааль» и персонажа Стэна из Народного иудейского фронта в «Житие Брайана».

В 1975 году вместе с Нилом Иннесом из группы «The Bonzo Dog Band» Айдл сделал шаг вперед и создал свое телевизионное комедийное шоу под названием «Выходное телевидение Ратлэнда».

В шоу в парадоксальной форме пародировалось низкобюджетное телевидение вымышленного графства Ратлэнд в Англии.

За два года экранного существования программы было показано сорок эпизодов продолжительностью в полчаса.

В одном из эпизодов этого шоу появился легендарный Джордж Харрисон из группы «The Beatles», который исполнил написанную Айдлом «Пиратскую песню».

Кроме этого, в 1976 году Эрик Айдл снял два клипа на песни Харрисона из альбома «Thirty Three & 1/3» - «Crackerbox Palace» и «True Love».

В том же шоу впервые появилась мифическая группа под названием «The Rutles» - предполагаемо забытые музыканты 60-х, напоминающие молодых членов «The Beatles».

Эта задумка нашла свое продолжение в полнометражной комедии Эрика Айдла под названием «The Rutles: Все, что тебе нужно, это - наличные» (1978), которая является практически полной парадией истории группы «The Beatles».

Каждый из музыкантов вымышленной группы изображал одного из битлов. В этой картине помимо самого Айдла и Нила Инесса, специально сочинившего для нее великолепные песни, также снималось немало знаменитостей: Мик Джеггер и Рон Вуд из «The Rolling Stones», Пол Саймон, коллега Айдла по «Монти Пайтон» Майкл Пэлин, бывший барабанщик «Beach Boys» Рикки Фатаар, американские актеры Джон Белуши и Дэн Эйкройд, Билл Мюррей и сам Джордж Харрисон из пародируемой группы.

Несмотря на довольно едкий юмор, фильм вовсе не носил характер злой пародии, так как был сделан людьми, хорошо знавшими и любившими творчество «The Beatles», и скорее высмеивал сложившуюся вокруг них мифологию.

Во второй половине семидесятых Айдл несколько раз появлялся в популярнейшем американском телевизионном комедийном шоу «Субботним вечером в прямом эфире». Тогда же он познакомился со своей будущей второй женой, фотомоделью Таней Косевич, на которой женился в 1981 году, несколько лет спустя после развода с Лин Эшли.

Помимо работы в кино и на телевидении, еще в 1975 году Айдл дебютировал как писатель, выпустив роман «Привет, моряк», представлявший собой довольно злую сатиру на британскую политическую систему, а семь лет спустя опубликовал комедийную пьесу «Пропустите дворецкого», премьера которой состоялась в 1982 году в лондонском театре «Глобус».

Тогда же он поставил на американском телевидении фильм-сказку «Принцесса-лягушка» по собственному сценарию с участием Робина Уильямса. В 1986 году Эрик появился на сцене театра Английской национальной оперы в роли Коко в оперетте Уильяма Гилберта и Артура Салливана «Микадо», поставленной известным театральным режиссером Джонатаном Миллером.

Во второй половине восьмидесятых годов прошлого века команда «Монти Пайтон» прекратила свое существование как единое творческое объединение. Однако после этого Эрик Айдл успешно продолжал свою карьеру в области комедийного актерства, активно участвуя в киноиндустрии.

Он снимался как в небольших, так и в ведущих ролях, разнообразив свой актерский диапазон. В его фильмографии можно встретить такие фильмы, как «Европейские каникулы» (1985), где он исполнил небольшую роль, а также фильм «Монашки в бегах» (1990), где сыграл незадачливого жулика Брайана Хоупа вместе с актером Робби Колтрейном.

Среди других известных ролей Айдла в кино стоит отметить его перевоплощение в слугу-француза Паспарту в приключенческом фильме «Вокруг света за 80 дней» (1989), а также роли Томми в «Перепутанных наследниках» (1993), жадного Дибса в фантастической сказке «Каспер» (1995) и начинающего режиссера в комедии «Гори, Голливуд, гори!» (1998).

Кроме того, Эрик снялся в фильмах своих бывших коллег из «Монти Пайтон», исполнив роль слуги Бертольда в «Приключениях барона Мюнхгаузена» (1988) Терри Гиллиама и доброго беззаботного Крыса в экранизации детской сказки Кеннета Грэма «Ветер в ивах» (1996) Терри Джонса.

Кроме кино, Эрик неоднократно принимал участие в озвучивании мультфильмов, среди которых «Трансформеры» (1986), «Геркулес» (1998), «Олененок Рудольф» (1998), «Поиски Камелота» (1998) и «Шрек 3» (2007).

В 2003 году Айдл вернулся к истории группы «The Rutles», сняв фильм «The Rutles 2: Ланч не купишь», однако проект не получил широкого признания.

В настоящее время Эрик продолжает выступать на сцене со своими моноспектаклями, такими как «Эрик Айдл эксплуатирует Монти Пайтон» (2000) и «Жадный ублюдок» (2003). Он также время от времени возвращается к литературной деятельности, в 1996 году вышла его книга для детей под названием «Замечательные приключения Совы и Киски», а в 1998 году была опубликована научно-фантастическая юмористическая повесть под названием «Дорога на Марс».

В 2005 году британский комик Эрик Айдл сделал большой шаг в мир музыкального театра, осуществив свою мечту создать мюзикл на основе культового фильма «Монти Пайтон и Священный Грааль». Это амбициозное шоу получило название «Спамалот» и было поставлено известным режиссером Майком Николсом. Сам же Айдл принял участие не только как продюсер, но и как автор либретто и композитор, сочинив музыку к спектаклю совместно с композитором Джоном Дюпре.

Официальная премьера мюзикла состоялась в декабре 2004 года в театре Шуберта в Чикаго, после чего шоу было успешно представлено на Бродвее. «Спамалот» стал настоящим событием в американской театральной жизни, завоевав признание критиков и зрителей. Награды не заставили себя долго ждать, и мюзикл был удостоен трех престижных премий «Тони», включая лучший мюзикл сезона 2004-2005 годов.

Благодаря успеху «Спамалота», Айдл не замедлил порадовать поклонников новым произведением. Он написал мюзикл под названием «Не мессия (очень непослушный мальчик)», основанный на другом популярном фильме группы «Монти Пайтон» - «Житие Брайана». Эта «комическая оратория» впервые была представлена на фестивале искусств «Люминато» в Торонто 1 июня 2007 года.

Работы Эрика Айдла отличаются неповторимым юмором и талантом, позволяющим превратить старые киноленты в оригинальные и зажигательные музыкальные спектакли. Если у вас есть дополнительная информация или вам хотелось бы узнать больше о творчестве Эрика Айдла, не стесняйтесь обращаться к администраторам сайта или оставлять сообщения в гостевой книге. Помощь и отзывы ценятся и приветствуются.

По материалам: www.kino-teatr.ru