Британская актриса Эмили Мортимер, известная по фильмам, включая «Матч-пойнт» Вуди Аллена, решилась на дебют в режиссуре. Она основывает свой фильм на воспоминаниях о юношеском романе с поэтом Денисом Новиковым, который произошел, когда она была в Москве. Эмили пригласила Дениса в Англию, однако их отношения завершились, и каждый из них пошел своей дорогой. Название фильма – «Деннис», а одну из главных ролей сыграет популярный актер Юра Борисов.
Меня всегда интересовала история Дениса Новикова, о которой, к сожалению, мало говорят в СМИ. Я знал его в молодые годы и наблюдал за его творческой судьбой. Есть такая ситуация, что фильм о Борисе Рыжем был снят, но не был запечатлен талантливый и неординарный поэт, каким был Новиков. Его жизнь и творчество действительно заслуживают внимания.

Денис был выдающимся человеком: обаятельный, талантливый и быстро добившийся признания. Он выпустил свою первую книгу в 22 года, а затем и вторую, которая получила предисловие от Иосифа Бродского. В конце 1980-х уникальная группа поэтов-андеграундников, в число которых входили Сергей Гандлевский, Михаил Айзенберг и Лев Рубинштейн, заметила его и приняла в свои ряды. Однако его гражданская позиция не всегда соответствовала ожиданиям этого круга.
Несомненно, что история Новикова могла бы стать основой для увлекательного и глубокого кинопроизведения.
История поэта Дениса Новикова являетсяtragическим примером судьбы талантливого человека, чьи идеалы и творчество не нашли понимания в обществе. Будучи российским патриотом, он столкнулся с неприятием со стороны литературного сообщества, что в итоге привело к его удалению из литературы.
После закрытия дверей перед ним, Новиков перестал создавать стихи, находясь в изоляции от своих коллег. Он с супругой Юлией уехал за границу и, к сожалению, ушел из жизни в возрасте 37 лет, пережив сердечный приступ в Израиле в новогоднюю ночь 2004 года.
Несмотря на очевидные таланты и надежды на мировую славу, Новиков не смог добиться признания, так как русская поэзия впоследствии перестала быть на пике популярности. Это породило странный парадокс: известность поэта утратила свою значимость, что привело к пренебрежению к таким фигурам, как он.
Недавний успех Юры Борисова в фильме «Анора» мог послужить толчком для создания нового кинопроекта о Новикове, что подчеркивает интерес общества к его истории. Эмили вспомнила о Новикове как о значимой фигуре русского искусства, что может вернуть внимание к его наследию и помочь осветить судьбы тех, кто остался незамеченным.
Юра и Денис, хотя и являются центральными персонажами, внешне сильно отличаются друг от друга. Это может создать трудности для гримеров, но, возможно, их работа не будет столь критична для восприятия.
Более важным остается содержание их истории, особенно с учетом наличия языкового барьера между ними. Какие идеи собираются донести авторы? Нам предстает вопрос: следует ли их интерпретировать как стремление углубиться в «российскую душу» или же, наоборот, показать, что никаких тайн нет?
Я ожидаю, что фильм отразит российскую реальность девяностых и ту судьбу страны, которой Денис искренне опечален. Однако, скорее всего, он не будет правдиво изображен, а навязан более лояльный зрителям, особенно западным.
История может обрисовать мимолетное желание свободы, которым страдала страна, признавая свои недостатки и мечтая о мире, олицетворяющем оптимизм. В этом контексте появляется юная героиня — символ надежды, которая, взяв за руку талантливого, но недооцененного поэта, ведет его в светлое будущее.
Независимо от стилистических выборов и акцентов, важно осознать, что в условиях острого противостояния с Западом, Эмили Мортимер и её команда пытаются пробить окно для «российских нарративов», создавая свои альтернативные представления о России.
Культура вновь продемонстрировала свои способности к саморегуляции, находя собственные механизмы общения, не зависящие от внешних директив. Если творческим людям хочется обсудить актуальные темы, они обязательно найдут способ это сделать, используя разнообразные жанры, сюжеты и приемы. Например, даже ничем не примечательная история, произошедшая 35 лет назад, может стать толчком для диалога, демонстрируя уровень недостатка взаимодействия между русской и западной культурой.
В условиях нарастающей враждебности между Россией и Западом, задача культуры заключается не в подкреплении конфликта, а в поиске точек соприкосновения. Такой подход был близок Денису Новикову, который, оставаясь патриотом, проявлял интерес к культурам других стран. Я надеюсь, что этот аспект будет показан в фильме, раскрывающем значение культурного обмена даже в непростые времена.
Важно помнить, что не все представления о России, исходящие с Запада, являются истиной, но и не должны восприниматься исключительно как ложь. Отражение нашей культуры в западном контексте – это возможность для самоанализа и рассуждений о нас самих. Я ожидаю, что фильм «Деннис» вызовет среди зрителей конструктивную критику, где познакомленные с темой люди смогут оспорить или подтвердить изложенные факты. Наконец, это будет хорошая возможность вспомнить о поэте и его эпохе, которые не следует забывать.