Дмитрий Бертман о 35-летии Геликон-опера и опере Стравинского

Июн 26, 2025 / 12:19

Основатель и художественный руководитель театра «Геликон-опера», народный артист России, профессор Дмитрий Бертман в интервью для СМИ2 и интернет-издания ГлагоL поделился планами театра в честь его 35-летнего юбилея, который будет отмечен премьерой оперы Игоря Стравинского «Похождения повесы». Бертман объяснил, почему именно это произведение стало основным в юбилейной программе театра.

Стравинский занимает особое место не только в репертуаре «Геликон-оперы», но и в жизни самого Бертмана. Оперный режиссёр открыл, что связь театра и Стравинского сложилась ещё на начальном этапе его существования, когда «Геликон-опера» начала свою деятельность с постановок, основанных на его работах. Зал театра получил имя Стравинского, что свидетельствует о глубоком уважении к композитору.

Дмитрий Бертман о 35-летии Геликон-опера и опере Стравинского

Дмитрий Бертман считает Стравинского не только выдающимся композитором, но и символом современного искусства, которое сочетает в себе элементы как разрушения, так и созидания. Несмотря на сложные отношения России с его наследием, он подчеркивает, что Стравинский действительно является русским гением, чье влияние на мировую музыку трудно переоценить.

Постановка «Похождения повесы» была выбрана не случайно: это, по мнению Бертмана, визуализирует дух театра и его философию. Эта опера считается одной из лучших музыкальных работ XX века и как раз в ней Стравинский выражает свое творчество в полной мере. Бертман призывает audiences ознакомиться с ее значением и уникальностью, подчеркивая, что творчество Стравинского достойно уважения и внимания в современном мире.

Стравинский сохранил лучшие элементы музыки Моцарта – ясность и изящество, при этом адаптировав их под современность. Его опера 1951 года, «Похождения повесы», общается с нами на языке XXI века, снимая страхи перед экспериментальной музыкой. Она наполнена ариями и хорами, понятными слушателю, что делает её доступной и актуальной. Главная ее ценность заключается в том, что она предвосхитила проблемы нашего времени.

Сюжет истории о молодом человеке, стремящемся к мгновенному успеху, чётко перекликается с современными реалиями, где молодежь порой надеется на удачу вместо тяжелого труда. Том Рэйкуэлл олицетворяет миллионы сегодняшних молодых людей, которые, подобно героям TikTok, ищут легкие пути к богатству и статусу. В отличие от него, персонаж Энн, упорно работающая и ценящая труд, выходит победительницей.

Стравинский показал, что тот, кто идет по пути стремительного успеха, может столкнуться с последствиями своих решений. Об этом важно помнить, ведь настоящие победы часто даются трудом и упорством. Как он говорит через свою музыку, легче поддаться искушению быстрых результатов, но настоящая ценность достижений приходит только через преодоление трудностей.

Его опера – это напоминание о том, что за каждую награду приходится расплачиваться, и что подлинные успехи, достойные гордости, происходят через страдания и усилия.

Игорь Стравинский, один из самых значительных композиторов ХХ века, был не только мастером музыки, но и человеком, который умел поддерживать тесные связи с выдающимися личностями своего времени.

В окружении таких великих деятелей, как Дягилев, Пикассо и Чаплин, он создал свои лучшие творения. За его дружбой с Коко Шанель стоит множество слухов и домыслов. Считается, что их отношения выходили за рамки обычной дружбы, ведь Шанель, будучи фигурой в мире искусства, поддерживала многих талантливых людей.

За годы эмиграции, несмотря на смену стран и гражданства, Стравинский никогда не забывал о своих корнях. В 1962 году, вернувшись в СССР на гастроли, он поделился своими размышлениями о значении места рождения и русской культуре в своей жизни и творчестве.

Стравинский отмечал, что даже после многих лет жизни за границей, его музыкальный слог оставался русским, и это влияние было неотъемлемой частью его гибкой, но глубокой композиторской натуры.

Его решение не возвращаться в родной город, даже после предложения родственников, подчеркивало крепкую связь с его прошлым, хотя он и выбрал жизнь вдали от родины. Эта двойственность - чувство влечения к родным корням и одновременно жизнь в новых странах - делает его биографию еще более интересной и многослойной.

Причины его разлуки с Россией были вполне обоснованы, но тоска по родине не покидала Стравинского до конца жизни. Он оставался верен русской культуре, не смотря на то что объездил весь мир и поработал в крупнейших столицах.

Важно понимать, что родина для художника живет не в паспорте, а в его душе. Хотя Стравинский получил юридическое образование в Санкт-Петербурге и занимался частным образом с Римским-Корсаковым, его нельзя назвать типичным самоучкой. Он действительно учился, но настоящими источниками его вдохновения стали концерты, партитуры и собственные музыкальные эксперименты, что позволило ему развивать свой индивидуальный стиль, независимый от традиционных консерваторских норм.

Сотрудничество с Дягилевым принесло три революционных балета: «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная», которые сделали русский балет и музыку эталонами мирового искусства, оказав влияние на многих выдающихся художников и модельеров ХХ века.

Сегодня, когда геополитическая обстановка становится все более напряженной, вопрос о возможности возрождения инициативы «Русские сезоны» становится актуальным. Хотя такое событие, как «Русские сезоны», стало знаковым для мирового искусства, их влияние теперь трансформировалось: культура, как никогда ранее, играет ключевую роль в объединении народов.

Проект, связанный с наследием Стравинского, можно считать современным воплощением этих сезонов, ведь сегодня музыке, театру и искусству снова уделяется особое внимание, а важно, как никогда, объединять усилия для создания культурного диалога на мировой арене.

Русская культура является нашей главной ценностью, превосходящей даже природные ресурсы, такие как нефть и газ. Она занимает важное место на культурной карте мира, проникая в театры и музеи всех континентов.

Работы российских художников, музыкантов и писателей продолжают вызывать восхищение и признание. Наши талантливые деятели искусства, такие как Эрвин Флорес, который в 13 лет получил золотую медаль на конкурсе Моцарта в Вене, и Валентина Правдина — лауреат международного конкурса вокалистов, подтверждают высокий уровень русской культуры.

Однако, к сожалению, их достижения часто остаются незамеченными на широкой арене: их имена не звучат в новостях, и их не встречают как героев.

Это также касается нашей медицины, которая сегодня является одной из самых прогрессивных в мире. Несмотря на то, что мы обладаем огромным потенциалом и многими достижениями в разных областях, информация о российских успехах часто не доходит до широкой аудитории.

В условиях сложной геополитической ситуации стоит помнить о том, что русский культурный вклад и значимые персоналии всегда находились на переднем крае даже в самые трудные времена. Это дает надежду и вдохновение для новых поколений, создавая атмосферу, в которой искусство и культура могут процветать и развиваться.

Искусство всегда преодолевает любые преграды, поскольку оно говорит на универсальном языке красоты. Сила человечества заключается в любви. Нам необходимо научиться поддерживать друг друга и радоваться успехам окружающих, чтобы облегчить навигацию в сложных геополитических условиях. Культура подобна роднику: даже если она временно уходит под землю, она всегда вернется на поверхность. Тогда всему миру будет доступен этот чистый источник.

Вопрос о лени часто поднимается талантливыми людьми. Это отмечал поэт Дельвиг и упоминается в моей книге о театре «Геликон-опера», приуроченной к его 35-летию. Получается, что лень может стать двигателем прогресса. В 1990 году, в непростое время, я основал театр, который за прошедшие годы стал центром притяжения для многих талантливых творцов. К важной дате мы ставим сложную оперу, и при таком плотном графике очень мало времени для лени.

Существует два типа лени: обывательская и творческая. Обывательская лень — это бездействие, когда человек ничего не делает. В то время как творческая лень — это сознательный отказ заниматься тем, что не приносит интереса, чтобы сконцентрировать усилия на главном. Мой педагог Георгий Павлович Ансимов часто говорил: "Талантливый человек ленив ко всему, кроме своего призвания". Именно это и является секретом. Я предпочитаю избегать скучных заседаний, бумажной волокиты и пустых разговоров, чтобы сосредоточиться на своем настоящем призвании.

Когда речь заходит о театре и музыке, лень не имеет места. Как правильно замечает моя любимая Дина Кирнарская, лень сопровождает талант, но не в смысле праздности, а избирательности: творческий человек бережет свою энергию для важнейших дел. Он ленив к суете, но усерден в искусстве.

В 1990 году, создавая «Геликон-оперу», я столкнулся с трудностями в объяснении чиновникам, почему России нужен еще один оперный театр. При этом энергия и желание работать не покидали меня, я работал день и ночь. Мне не хотелось следовать привычным путям и шаблонам, я искал новые формы и подходы. За 35 лет я научился избегать повторения, не ставлю оперы «как положено», предпочитаю исследовать и экспериментировать.

На вопрос о том, когда мне удается лениться, отвечаю: я ленюсь постоянно! Я избегаю общения с людьми, которые не увлечены своим делом, и работы, которая не приносит ни радости мне, ни зрителям. Парадокс творческой лени в том, что, ленясь делать плохо, ты вынужден делать хорошо, а это всегда более трудоемко.

Поэтому можно утверждать, что лень – это двигатель прогресса, но лишь в контексте творческой лени, стремящейся к красоте. Остальная лень – всего лишь безделье.

Театральная лень – парадоксальная концепция; ведь именно трудолюбивая лень, как доказала история, может привести к скандалу на премьере «Весны священной» в Париже более ста лет назад. Публика, не привыкшая к сложным декорациям и непривычной музыке Стравинского, первоначально отреагировала негативно, но уже через год приняла произведение с восторгом.

Это эпизод демонстрирует важный урок: нужен ли театру компромисс с публикой или его задача – образовывать зрителя?

Стравинский, подчеркивающий трудности восприятия новой музыки, указывает на то, что настоящий театр должен находиться на полшага впереди аудитории, не отпугивая ее, но и не заигрывая. Зрители приходят в театр не только ради развлечения, но также для открытия нового, что часто связано с дискомфортом в изменении привычных представлений.

Важной задачей театра остается предлагать интеллектуально насыщенные программы, которые будут не просто полезны, но и удовлетворительны для восприятия.

Что касается воспитания молодого зрителя, то мнение однозначно: знакомить детей с оперой следует как можно раньше, начиная с трехлетнего возраста. В этом возрасте малыш уже способен оценить искусство, что откроет ему двери в мир музыки и театра.

Музыка является универсальным языком, который передает эмоции и идеи без необходимости в словах. Она способна донести то, что трудно выразить словами, и именно поэтому стоит смело вводить детей в мир музыкального театра. Чем раньше это произойдет, тем лучше! Дети легко воспринимают громкую музыку и высокие ноты, а условности оперного жанра им не кажутся странными. Это часть их восприятия мира, и важно не упустить возможность познакомить их с этой красотой.

Недавно в «Геликон-опере» прошли спектакли, основанные на произведениях Стравинского. Но что нас ждет далее? Ожидаются интересные события. В недавнем интервью известный испанский дирижер Оливер Диаз, который ставил «Трубадура» в Москве восемь лет назад, выразил желание вновь поработать в столице. Его возвращение подчеркивает важность связей и дружбы в творчестве.

Важно помнить, что в театре, как и в жизни, захватывающие моменты зачастую происходят внезапно. Оливер Диаз — замечательный музыкант и хороший друг театра. Если он готов вновь вернуться в Москву, это откроет шанс для дальнейшего сотрудничества. Привлечение квалифицированных дирижеров и единомышленников способствует созданию настоящей магии на сцене, которую нельзя предугадать или спланировать, лишь создать все условия для ее появления.

Диаз также является любителем шахмат, и это придает интересный аспект к его личности. К шахматам можно относиться с уважением, рассматривая их как театр человеческой мысли — каждая партия представляет собой маленькую драму с собственным развитием событий и развязкой.

Лично я отношусь к шахматам с симпатией, но предпочитаю заниматься теми делами, которые имеют непосредственное отношение к театру. Все мои увлечения так или иначе затем становятся частью театральной работы. Чтение книг, прослушивание музыки, путешествия — каждое из этих занятий вдохновляет меня на создание нового театрального контента. Это можно назвать профессиональной деформацией, но я считаю, что это счастье, когда твое хобби совпадает с жизненной деятельностью.

Иногда я просто посещаю картинные галереи, наслаждаясь искусством без задней мысли. Остановиться у хорошей картины и просто поразмышлять — это тоже своего рода театр, театр тишины и созерцания.

По материалам: news.rambler.ru