Давид Шнейдеров анализирует текущее состояние российского кино

Фев 7, 2025 / 04:31

Давид Шнейдеров — известный киновед и эксперт в области кино, обладающий обширным опытом работы в Голливуде, где он преподавал актёрское мастерство и ставил спектакли.

В России он создал «Синеманию», первую телепрограмму, посвящённую прокатному кино.

Давид Шнейдеров анализирует текущее состояние российского кино

Шнейдеров снял эксклюзивные материалы о работе американских киностудий и провёл интервью с такими звёздами, как Оливер Стоун и Харрисон Форд.

В настоящее время он продолжает делиться своими знаниями о кино через различные телеканалы и радиостанции, а также участвует в образовательной деятельности и является активным членом нескольких профессиональных организаций.

В недавнем интервью он выразил мнение о текущем состоянии российского кино, подчеркивая негативные последствия ухода Голливуда с рынка.

Он считает, что отсутствие конкуренции в кинематографе ведет к стагнации, а производство в основном ограничивается незначительными сказками и экранизациями, не затрагивающими острые социальные проблемы.

По его словам, только 10% российских фильмов могут окупиться, причем это происходит лишь в праздничные сезоны.

Однако он также отметил, что такие работы, как «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина, интересны благодаря авторскому взгляду, несмотря на их недостатки.

В российском кинематографе довольно мало запоминающихся работ, за исключением авторских малобюджетных проектов. Кино условно делится на три категории: блокбастеры, артхаус и мейнстрим.

Блокбастеры – это фильмы, которые, хотя и могут иметь высокий бюджет, завоевывают популярность за счёт кассовых сборов. Например, «Ведьма из Блэр», потратив лишь 70 тысяч долларов, собрала 300 миллионов, тем самым доказав свой статус блокбастера. В то же время фильм с бюджетом 100 миллионов, который соберёт 80 миллионов, не будет считаться успешным.

В контексте российского кино наблюдается значительный провал мейнстримовых фильмов, которые не находят отклика у широкой аудитории. Как результат, общие убытки индустрии достигли 10 миллиардов рублей, что говорит о потере доверия зрителей к отечественному производству.

Неэффективное использование бюджетных средств усугубляет ситуацию: даже крупные финансовые вливания не приводят к качественным результатам. Кинокритик Давид Шнейдеров отмечает, что ожидания от фильма могут привести к разочарованию, поэтому разумнее дождаться его выхода и сформировать собственное мнение.

Недавно анонсирован новый проект «Орден Алой звезды», который заявлен как ответ Marvel. В его создание вливаются более 6 миллиардов рублей, и в нём планируется сочетание элементов советской научной фантастики с современными тенденциями. Возможно, этот проект станет значимым событием для российской киноиндустрии.

Сомневаюсь в успехе российской комикс-культуры. В отличие от США, где она активно развивалась с 30‑х годов, Россия не имеет этой традиции, что отражается на провале фильмов по «Майору Грому». Даже несмотря на массовые мероприятия, такие как презентации, количество поклонников оказалась недостаточным для успеха фильма на масштабах страны.

Если опросить молодежь о российских героях, вряд ли большинство сможет назвать их. В отличие от всемирно известных персонажей вроде Человека-паука, отечественные образы не сформировались. Последний запоминающийся герой из российского кино – Данила Багров из «Брата». В США же существует хорошо налаженная индустрия, которая активно работает над созданием и развитием персонажей.

Персонажи эволюционируют от традиционных стереотипов к более реалистичным и близким зрителям образам, как это видно на примере фильмов с Брюсом Уиллисом или Мэттом Деймоном. У нас же нет аналогов. Высказывается мнение, что недавний фильм получился слишком американским, и роли были отданы русским и армянским актерам, что вызывает определенные смешанные чувства.

Интересно, что на международной арене, как на Каннском кинофестивале, работа над фильмом получила признание, несмотря на отсутствие большого ажиотажа, отмечая, что номинированный фильм связан с личными связями среди ключевых фигур в киноиндустрии.

Подводя итог, можно отметить, что в нынешнем состоянии персонажи и сценарии не соответствуют интересам и ожиданиям зрителей в России.

Фильм «Анора» вызвал противоречивые мнения, главный момент - это стремление преодолеть стереотипы относительно фильмов подобного жанра. Многие зрители, включая меня, остались разочарованными его медленным темпом и банальными актёрскими работами.

Образ персонажа, созданного Юрием Борисовым, кажется стандартным для русского гопника, что, в свою очередь, оставляет много вопросов относительно оправданности его номинации на премию «Оскар». Это действительно кажется загадкой, особенно учитывая, что такая награда не всегда воспринимается в русле традиционных представлений об искусстве. Возможно, создатели пытались провести параллели с Юлом Бриннером, но это не совсем ясно, поскольку его никто не помнит, как и других легенд прошлого кино, таких как Кларк Гейбл или Хамфри Богарт.

Кроме того, в фильме используются шутливые моменты, чтобы подчеркнуть несоответствие в образе персонажей и их итоговой судьбе. Как, например, откуда мог появиться Марк Эйдельштейн от славянских родителей, Алексей Серебряков и Дарья Екамасова? В то же время, в фильме «Сто лет тому вперёд» его герой и сюжет были более глубоки и многослойны, в отличие от статичного образа в «Аноре», где персонаж не меняется.

Эта недостаточность развития образа вызывает сопоставление с такой классикой, как «Красотка», где изменения легко отслеживаются и осмысляются.

Критика касается также новых работ, таких как фильм «В августе 44-го». В предыдущие годы фильмы о войне имели возможность содержать больше художественного и документального контекста, однако, время от времени, их содержание кажется переосмысленным голливудскими клише, что приводит к потере истинного понимания войны.

Нынешние фильмы по данному направлению иногда выглядят более модными и привлекательными, чем правдоподобными. Примером полезного подхода является работа Фёдора Бондарчука в «Сталинграде», где была важна не только война, но и человеческая история на её фоне.

Касаясь новых проектов, например, «Декабрь» Клипа Шипенко о Сергее Есенине, который с нетерпением ждал выхода еще с 2021 года, можно отметить, что такие работы привлекают искреннее внимание согласно ожиданиям зрителей.

Рынок киноиндустрии испытывает потребность в настоящих, правдивых рассказах о жизни и преданиях. Это задача на будущее и требует смелости от молодых режиссёров и сценаристов.

По материалам: kino.rambler.ru