По итогам 2024 года «Централ Партнершип» (ЦПШ) остался лидером по сборам дистрибутируемого контента, хотя его рыночная доля сократилась на почти 10 процентных пунктов, составив 36,2%.
Второе место заняла «Атмосфера кино», которая сместила «НМГ Кинопрокат» на четвертую позицию, а независимый прокатчик «Вольга» сохранил третью строчку.

Ожидается, что НМГ вернет свои позиции благодаря проекту «Финист. Первый богатырь». Согласно отчету, подготовленному Wanta Group и Бюллетенем кинопрокатчика, ЦПШ продолжает оставаться лидером по выручке, однако, общие сборы сократились с 13,9 млрд руб. до 13,7 млрд руб.
При этом число релизов увеличилось с 25 до 46 фильмов. Наиболее кассовыми проектами стали «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» с кассой в 3,3 млрд руб., «Огниво» — 1,2 млрд руб. и «Сто лет тому вперед» — 1,5 млрд руб.
Прокатчики, выступающие посредниками между киностудиями и кинотеатрами, получают комиссию в размере 12–15% от собранной кассы.
Компании «Атмосфера кино» удалось нарастить свои сборы и долю рынка, что подтверждает изменение в динамике рынка дистрибьюции контента.
По итогам прошедшего года, российский кинопрокат показал стабильный рост, достигнув совокупного бокс-офиса в 45 миллиардов рублей, что на 15% превышает показатели 2023 года, как сообщается в данных Единой федеральной автоматизированной информационной системы Фонда кино.
Однако, количество проданных билетов снизилось с 126,1 миллионов до 123,7 миллионов, что свидетельствует о том, что увеличение сборов стало возможным в основном за счет повышения цен на билеты. В частности, на новогодние праздники средняя цена билета в Москве составила 721 рубль, а по всей стране – около 479 рублей. Это подчеркивает явную зависимость роста доходов киноиндустрии от тарифов, а не от роста интереса зрителей.
Среди дистрибуторов наблюдаются изменения в рейтинги. В результате усиления конкуренции, дистрибутор «ЦПШ» опустился с второго на четвертое место, в то время как независимый дистрибутор «Вольга» по-прежнему удерживает третью позицию. Отмечается, что «ЦПШ» не выпустил таких значительных релизов, как в 2022 году, например, фильм «Чебурашка», который стал успешным благодаря внушительным сборам.
По словам Рифата Фазлыева, главного редактора издания «Cinemapleх», это создало сложности для компании, так как в прошлом году она сосредоточилась на более мелких и локальных релизах, в том числе иностранных.
Примечательно, что компания «Атмосфера кино» сумела занять место «НМГ Кинопроката» за счет успешной премьеры фильма «Мастер и Маргарита», который собрал 2,3 миллиарда рублей. В то время как «НМГ Кинопрокат» числится на первой позиции благодаря раннему старту с фильмом «Финист. Первый богатырь», который уже собрал 2,7 миллиарда рублей.
Аналитики рынка связывают эти изменения с усилением позиций новых компаний, вышедших на рынок в 2022 году, которые теперь успешно конкурируют со старыми игроками. Таким образом, динамика проката в России стала весьма разнообразной, что создает интересный контекст для дальнейшего развития индустрии.