Благотворительность и социальная ответственность в Москве: истории успеха

Мар 13, 2024 / 13:23

Сессия «Московская благотворительность», проходившая на Форуме благотворителей и меценатов в Москве в феврале 2024 года, была наполнена важными обсуждениями и историями успешных благотворительных проектов. Одним из ярких моментов стала история встречи петербургского проекта помощи бездомным «Ночлежка» с топ-менеджерами трех крупнейших застройщиков Москвы.

Благотворительность и социальная ответственность в Москве: истории успеха

Переживая сложности с арендой помещения, организация столкнулась с идеей выселения из-за возможного негативного влияния на развитие района. Однако благодаря поддержке компании STONE, которая стала генеральным партнером «Ночлежки» в Москве, организация продолжила свою деятельность.

Такие ситуации подчеркивают важность понимания ценности благотворительных проектов и их социальной значимости. Многие представители делового сообщества начинают осознавать, что поддержка бездомных и социальных инициатив способствует созданию более гуманного и заботливого города. Уже не все считают, что лучшим решением является выселение бездомных в обход центра города.

Становится ясно, что обеспечение помощи и поддержки нуждающимся в долгосрочной перспективе приводит к укреплению социальной структуры города и формированию более чувственной среды для всех его жителей. Этот процесс означает не только создание новых механизмов и сервисов помощи, но и изменение психологии общества, подталкивающее к более теплому и открытому отношению к социальным проблемам.

Показательно, как представители бизнеса начинают видеть возможности социального предпринимательства и вкладывать средства в проекты, которые способствуют увеличению социальной ответственности компаний. Например, важным шагом для бизнеса становится не только прибыль, но и воздействие на благосостояние общества в целом.

В свете этих изменений становится понятным, что инициативы, направленные на помощь бездомным и улучшение их жизненных условий, необходимы для формирования более гармоничного и равноправного общества. Расширение деятельности благотворительных организаций и активизация общественной поддержки указанных инициатив становятся важным фактором развития городской инфраструктуры и создания позитивной среды для всех обитателей.

Важно помнить, что каждый шаг в сторону поддержки беспризорных и нуждающихся приводит к укреплению социального капитала города и дает новые возможности для решения сложных социальных проблем. Глубокая вовлеченность бизнеса и общества в поддержку благотворительных проектов становится залогом создания устойчивой и благополучной среды для всех обитателей города.

Уважительное и поддерживающее отношение к бездомным и нуждающимся в помощи становится неотъемлемой частью развития цивилизованного общества и формирования гармоничных отношений на уровне городского сообщества.

Помните, какими были модные места, куда вы меня отправляли? — вспоминает учредитель и директор фонда.

Сегодня «Второе дыхание» выступает в роли трендсеттера в области устойчивого развития. Теперь многие торговые центры сами обращаются с предложениями пригласить благотворительные магазины, а сотни компаний и крупнейшие застройщики в Москве устанавливают контейнеры для сбора бывшей в употреблении одежды на своей территории.

«Бизнесу не важны идеи, его интересует трафик и конверсия. Для него контейнер — это дополнительный сервис для жильцов и посетителей. Мы должны понять, где встречаются наши интересы и где можно найти общий язык», — отмечает говорит Дарья Алексеева.

В настоящее время более 300 тысяч горожан пользуются контейнерами «Второго дыхания». Только 20% из них отдают ненужную одежду, чтобы помочь другим.

«Наша цель — снижать количество людей в нашей аудитории, которые рассматривают это как благотворительность. Мы стремимся, чтобы это стало частью их образа жизни», — утверждает Дарья Алексеева.

Когда восемь лет назад организаторы «Благосферы» обсуждали идею создания центра благотворительности и социальной активности в Москве, многие вещи, которые сегодня кажутся обыденными, были свежими и новыми.

Теперь в каждом втором магазине установлены контейнеры для сбора крышечек, батареек или ненужных предметов, в городе открыты коворкинги и современные библиотеки. Идея создания «третьего места», где можно раскрыть себя в области, которая недоступна дома, на работе или в учебных заведениях, приносить вторичное сырье, получать поддержку и просто проводить время уже никого не удивляет.

Однако в сообществе «Благосфера» все еще остается множество людей. «Мы уже наблюдаем результаты совместных усилий некоммерческого сектора в содействии идеи, что участие в общественной жизни является нормой», - отмечает директор «Благосферы».

«Наш город становится частью мирового тренда развития 'третьих мест'. Это ответ на высокий спрос на человеческое взаимодействие - не в онлайне, а лицом к лицо и на осязание с теми, с кем удобно и приятно общаться».

Сеть коворкинг-центров для некоммерческих организаций успешно функционирует и при участии правительства Москвы. Четыре года назад, в период пандемии, в мэрии обратили внимание, что суммы пожертвований жителей Москвы в благотворительные фонды начали снижаться. В ответ на это возникла идея использовать большой трафик посещаемости портала mos.ru для помощи благотворительным организациям.

«Мы разработали механизм привязки благотворительных платежей к оплате прочих услуг горожан - коммунальных платежей, штрафов и т.д.», - рассказывает заместитель председателя Комитета общественных связей и молодежной политики Москвы.

В настоящее время сервис в среднем собирает 10 миллионов рублей ежемесячно в пользу 88 благотворительных фондов, и любая благотворительная организация, зарегистрированная в Москве, имеет возможность стать участником проекта. Планируется внедрение регулярных пожертвований, на которые жители смогут подписаться через портал.

«Внесение изменений в государственные информационные системы - это сложный и длительный процесс», - отмечает Павел Симаков. - «Мы приглашаем коллег посещать благотворительные фонды, чтобы своими глазами увидеть, как там работают и по какой причине следует ускорить разработку систем приема благотворительных платежей, несмотря на то, что быстрый сбор данных с счетчиков также важен».

Один из ярких примеров того, как любое место может стать площадкой для объединения людей, можно увидеть по истории торговой сети «Пятерочка». Три года назад компания осознала, что в Москве большинство горожан не знают своих соседей, и это стало для них сигналом задуматься об изменениях.

Руководитель социальных проектов в сфере устойчивого развития ТС “Пятерочка” рассказывает: «Когда мы узнали, что примерно 60% жителей Москвы не знакомы со своими соседями, это нас напугало. Но мы задумались о том, что все эти незнакомцы встречаются в наших магазинах. Мы решили превратить обычное посещение магазина за покупками в новый формат социальной активности».

Так появилась идея создания Центров местного сообщества, которые будут работать на базе обычных супермаркетов по всей стране. На сегодняшний день уже открыто более 1350 таких центров, где проводятся различные культурные и благотворительные мероприятия, встречи, мастер-классы, а также формируется сообщество активных и неравнодушных граждан.

Например, жители района могут принять участие в благотворительной акции, просто купив фрукты и положив их в специальную корзинку, содержимое которой позднее будет передано нуждающимся людям. Этот простой пример ультралокальной благотворительности находит свое признание у горожан и показывает, что каждый может внести свой вклад в поддержку окружающих.

Организации, такие как «Милосердие.ру», играют значительную роль в поддержке благотворительных инициатив. Существующая уже двадцать лет, «Милосердие.ру» не только является СМИ, освещающим важные события и проекты в сфере благотворительности, но также предоставляет возможность для прямой финансовой поддержки через сбор пожертвований на своем сайте.

Главный редактор портала рассказывает: «Наша работа — это обыденность и рутина. Поэтому мне пришла в голову идея организации большого благотворительного праздника перед Рождеством для жителей Москвы. В начале это была просто мысль о небольшой ярмарке, но затем идея набрала обороты и превратилась в настоящий фестиваль».

Такие истории показывают, что любое место, будь то супермаркет, интернет-портал или обычная ярмарка, способно стать площадкой для социальной активности и объединения людей вокруг важных идей и ценностей.

Фестиваль «Звезда Рождества» проходил в течение целого месяца в столице. К нему присоединились 30 крупных партнеров, волонтеры и обычные горожане. Событие собрало людей различных сфер жизни, которые в обычные дни редко пересекаются между собой: художники и социальные работники, представители бизнеса и волонтеры. Для всех участников фестиваля это был не только праздник, но и радостное событие.

Юлия Данилова отмечает: «Основная потребность человека заключается в наличии красоты и радости в жизни. Часто в городской среде нам не хватает этих составляющих. Мы видим, как усилия людей сосредотачиваются вокруг улучшения нашей повседневной жизни».

В ноябре 2023 года в «Щедрый вторник», который является международным днем благотворительности, щедростью стала ц...оказывают в благотворительном фонде «Культура благотворительности».

В этой истории важно то, что участие в благотворительных мероприятиях не требует особых усилий, а нуждается лишь в желании помочь. По словам директора по коммуникациям благотворительного фонда, инициатива просто была запущена, и на нее откликнулись многие люди, которые начали участвовать и затем информировали других о проекте.

Щедрая улица в очередной раз продемонстрировала, что бизнес и обычные люди становятся все более готовыми принимать участие в благотворительных мероприятиях.

Для того чтобы Москва продолжала развиваться как город с широкими возможностями для благотворительности, нужно продолжать развивать местные сообщества и чаты домов, где соседи смогут совместно решать насущные проблемы; активно внедрять цифровые технологии в сферу благотворительности, чтобы и она не отставала от других сфер современной жизни; обращать внимание на проблемы бездомных, людей с ограниченными возможностями и других малообеспеченных категорий населения; привлекать молодежь к социальной деятельности, так как они через несколько лет станут основными гражданами города.

Таким образом, благотворительные события, как фестиваль «Звезда Рождества» и инициатива «Щедрая улица», являются прекрасным примером того, как различные группы общества могут объединиться во благо общего дела и сделать жизнь в городе более радостной и поддерживающей. Участие в таких мероприятиях не только помогает нуждающимся, но и способствует развитию благотворительности в городе и формированию благоприятной социальной среды для всех его жителей.

По материалам: asi.org.ru