Андрей Тропилло - пионер русского рока и забытое имя истории

Май 2, 2024 / 14:44

Этот человек, Андрей Тропилло, сделал огромный вклад в развитие русского рока в начале 80-х годов, когда музыка этого жанра была доступна лишь узкому кругу ценителей из-за запретов и ограничений со стороны властей.

Рок-группы вынуждены были выступать в небольших залах и кафе, опасаясь репрессий за свою деятельность. Единственная государственная фирма грамзаписи в СССР, «Мелодия», игнорировала рок-музыку, не выпуская альбомы таких исполнителей.

Андрей Тропилло - пионер русского рока и забытое имя истории

Андрей Тропилло, физико-математик по образованию, техник-энтузиаст и музыкант, стал настоящим пионером в области записи и продвижения рок-музыки. Он собирал музыкантов в своей студии, учил их альбомному мышлению, помогал с записью и звуковыми наработками.

Благодаря его усилиям и таланту возник феномен «ленинградского рока», который стал ярким явлением в музыкальной культуре того времени. Он помогал культовым группам, таким как «Санкт-Петербург», «Соколы» и «Славяне», оставить свой след в истории, поддерживая их творчество и участвуя в записи.

Несмотря на свой значительный вклад в российскую музыкальную сцену, Андрей Тропилло не всегда получал должное признание и приглашения на мероприятия и фестивали. Его не звали в жюри конкурсов и не участвовали в присуждении главных рок-премий. Это было несправедливо, учитывая его вклад в развитие отечественной музыки.

В последние годы жизни он жил в Финляндии, где и скончался в возрасте 73 лет. Несмотря на то, что его роль в истории русского рока была значительной, его имя осталось забытым для многих.

Андрей Тропилло начинал с малого - покупки магнитофона и самостоятельного освоения процесса записи и обработки звука. Его страсть к музыке и технике сделала его выдающимся саунд-продюсером и музыкантом, который оставил неизгладимый след в истории русской рок-музыки.

У одного из квартирных концертов в Ленинграде Владимира Высоцкого, а затем и Булата Окуджавы, присутствовал Андрей Тропилло, который страстно искал место для собственной студии. И вот в 1979 году его удача повернулась к лучшему. Его приняли на работу в Дом юного техника на окраине Ленинграда, в Охте.

Ему поручили возглавить любительскую киностудию и обучать детей искусству кинематографии. Помимо преподавания, Андрей начал создавать свою аудио-студию на территории учреждения. Он инвестировал собственные средства в закупку отработанной аппаратуры, которую удалось приобрести из Ленинградского телевидения, консерватории, Театра кукол - начиная от пультов управления и заканчивая динамиками, обработкой звука и микрофонами. Аккуратно доведя всю технику до уровня Hi-Fi.

Когда из Москвы приезжали технически оснащенные студии для записи концертов филармонии, Андрей договаривался с московским звукорежиссером и проводил ночные сессии записи для петербургских рок-групп. Благодаря его усилиям были созданы и выпущены альбомы таких известных групп, как «Кино», «Алиса», «Телевизор», «Мифы» (при сотрудничестве с другим звукорежиссером-энтузиастом - Юрием Морозовым), «Аквариум», «Мануфактура», «Тамбурин», «Странные игры», «Пикник», «Облачный край» и многих других.

Из записей альбомов делали магнитоальбомы - популярное советское изобретение, объемом 40-45 минут звучания, чтобы поместить их на две стороны кассеты «Свема». Также фотографировали музыкантов, разрабатывали дизайн обложки и задний фон коробки.

Среди всех групп Андрей Тропилло особенно любил «Кино» и «Зоопарк» (группа Майка Науменко - хрестоматия для начинающих звукорежиссеров)

Один из незабываемых творений мастера - первый магнитный альбом 'Энергия' группы 'Алиса' - вобрал в себя множество слоев звуков, начиная от наложений и заканчивая появлением стихов, льющихся сверху, смешиваясь с потусторонними звуками и внезапными перепадами напряжения, создавая мгновенные какофонии из которых возникала новая энергетика!

Основав студию 'АнТроп', Андрей Тропилло приступил к продюсированию начинающих групп, иногда находя для них дополнительных музыкантов. Среди его подопечных были такие значимые коллективы, как 'Ноль' или 'Объект насмешек' и 'Время любить'.

В его портфолио также были и те, кто остался в тени истории. Некоторое время продюсер выпускал виниловые пластинки с рок-классикой: Deep Purple, Yes, Black Sabbath под лейблом 'АнТроп' в 90-х, но этот этап закончился из-за неодобрения правообладателей.

В честь своего 55-летия в 2006 году Андрей Тропилло записал более 300 альбомов русского рока! Он активно участвовал в организации музыкальных фестивалей, а также пытался завоевать сердца слушателей в Европе, где нашел много деловых партнеров в Нидерландах и Финляндии.

Место и время прощания с таким знаковым продюсером и звуковым дизайнером, как Андрей Тропилло, пока остается неизвестным.

По материалам: rg.ru