Путь Аллы Осипенко в мире балета был сложным и полным испытаний. Едва девятилетняя девушка поступила в Ленинградское хореографическое училище, как началась Вторая мировая война. В результате ей, как и многим, пришлось пережить эвакуацию и трудные условия жизни.
В училище она стала одной из последних учениц Агриппины Вагановой, но, несмотря на свои выдающиеся способности, регулярно сталкивалась с критикой со стороны строгой преподавательницы. Ваганова обращала внимание на ее высокий рост и технику исполнения, что в итоге закалило характер Осипенко.

Первой заметной ролью, которую она исполнила, стала партия феи Сирени в «Спящей красавице» (1952), где она произвела настоящий фурор. Однако в тот же день Алла получила тяжелую травму, врачи предрекали ей невозможность возвращения в балет. Она, тем не менее, не позволила себе сдаться и спустя год вернулась на сцену.
В 1957 году ей удалось сыграть одну из самых запоминающихся ролей — Хозяйку Медной горы в премьере «Каменного цветка» Юрия Григоровича. Осипенко также должна была стать первой исполнительницей роли Мехменэ Бану в «Легенде о любви» (1961), но очередная травма помешала ей принять участие в премьерном показе. В Кировском театре она блестяще исполнила множество классических балетов, включая «Баядерку» и «Лебединое озеро», завоевав признание и уважение как талантливая и сильная балерина.
Алла Осипенко с детства мечтала о роли «Жизели» и долго просила о возможности исполнить эту партию. На гастролях ей все же представили возможность на сцене в образе придворных дам, которые обычно исполняются статистками.
Однако в 2000-х Осипенко вновь вернулась к «Жизели», сыграв Берту, мать Жизели. Ее монолог о потере ребенка стал одним из самых трогательных моментов в ее карьере.
В 1966 году Осипенко сформировала легендарный дуэт с Джоном Марковским. Их совместная работа в спектакле Игоря Чернышёва о Антонии и Клеопатре закрепила ее репутацию одной из лучших трагических балерин. Тем не менее, родной театр не предоставлял ей достойные предложения.
В 1971 году Осипенко приняла решение покинуть труппу Кировского театра и перейти в недавно созданный театр «Хореографические миниатюры» Леонида Якобсона. Здесь она стала частью проекта, где был представлен танец «Полет Тальони» и мощная миниатюра «Минотавр и нимфа», отражающая противостояние грубой силы и утонченной души.
В 1977 году Осипенко и Марковский вошли в проект Бориса Эйфмана, создавшего ансамбль «Новый балет», который стал одним из первых коллективов современного танца в стране. Их опыт, в сочетании с энтузиазмом Эйфмана, подарил зрителям шедевры такие как «Двухголосие» и «Идиот», где Осипенко исполнила роль Настасьи Филипповны.
Эйфман также создал прощальную композицию «Автографы» для Осипенко, в которой подводились итоги ее яркой и сложной карьеры. На сцене появлялись все ее выдающиеся работы, а кордебалет черных виллис окутывал ее, призывая к вечности. Эта работа подчеркнула не только ее мастерство, но и глубокую эмоциональную выразительность, которой она, как артистка, обладала на протяжении всей своей жизни.