Точно 225 лет назад, в ноябре 1799 года согласно юлианскому календарю (26 мая по григорианскому) родился Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт, основоположник современного русского литературного языка и обладатель удивительной биографии, словно из романтического произведения.
С юности он проявлял склонность к шалостям, был светским богемным фигурантом, стремился к свободе и красоте, выступал против монархии и вмешательства иностранных держав в дела родной страны. За свою недолгую жизнь поэт успел побывать на передовой всех политических и литературных битв.
Образов Пушкина настолько много, что каждый найдет в нем что-то свое. Поэт был продуктивен и плодотворен, он оставил после себя богатое творчество, которое по праву считается величайшим достоянием русской культуры. В разные исторические периоды часто менялся образ «Первого поэта» в кино, отражая настроения и идеалы общества.
Родившись в эпоху царизма в простой рабочей семье, Пушкин всегда держался в стороне от дворянства и стремился к идеалам социализма. Эти принципы воплотились в его творчестве и личной жизни. Эпиграмма сатирика, посвященная советскому Пушкину и его противостоянию монархии, стала символом времени и духа эпохи.
Несмотря на попытки переоценить личность поэта и проложить новую линию его интерпретации, в истории остаются красноречивые свидетельства его позиции и вклада в развитие культуры. Пушкин был ярким и противоречивым персонажем, чья личность и творчество остаются объектом изучения и восхищения для многих исследователей и любителей литературы.
Каждый кинематографист может подобрать свой образ Пушкина, будь то утонченный красавец или эксцентричный дерзкий джентльмен. Его творчество и личность остаются вдохновляющими для будущих поколений и символом величия русской литературы.
Описывая великого христианина, затем представляя его как первого распутника в таких городах, как Петербург, Кишинев, Одесса, Москва, необычное сочетание черт, которые в обычной жизни кажутся несовместимы.
Пушкин как поэт находится в уникальной суперпозиции: он одновременно беден, и богат, иногда возвышенный, иногда использует грубый язык, не стесняясь матерных слов. Такое многогранный характер может быть ключом к его привлекательности, ведь талантливому человеку свойственно быть разносторонним.
И если к тому же этот талант еще и обладает скандальной известностью, то это становится настоящим подарком для кинематографа. Уже в 1899 году, когда исполнилось сто лет со дня рождения Пушкина, его имя стало национальным брендом.
Магазины Империи полны были товаров, названных в честь поэта и персонажей его произведений: леденцы-монпансье, сигары, пудра и корсеты, все это прочно связалось с именем Александра Сергеевича так же, как его литературное наследие.
Развивавшийся российский капитализм внимательно следил за любовью народа к Пушкину и умело воплощал ее в экономических сферах. Так же произошло и с молодым российским кинематографом, начиная с 1907 года на экраны кинотеатров поступало все больше фильмов на тему классических произведений.
В 1910 году московское отделение французской студии Gaumont выпустило первую биографическую ленту о Пушкине. Этот фильм, длительностью всего пять минут, был создан под руководством легендарного режиссера Василия Гончарова. Весь фильм представлял собой набор коротких сцен, показывающих представление об жизни Пушкина.
Молодой будущий поэт играет в снежки с однокашниками в лицее, затем читает стихи друзьям (среди которых, внезапно, появляется и Николай Гоголь, хотя они познакомились в реальности гораздо позже). Пушкин встречается с императором Николаем I, и вскоре происходит дуэль.
Все эти сцены демонстрируют разные стороны жизни и личности великого поэта, ставшего символом русской литературы и культуры.
Раненый человек привозят домой, где он стонет от боли в предсмертных муках.
Фильм «Жизнь и смерть Пушкина» не стал популярным сразу и по справедливой причине: исполнителю главной роли (Владимиру Кривцову) не хватило подлинного обаяния, а также преувеличенное поклонение перед императорским именем выглядело откровенно неестественно.
Последним актом перед смертью на экране Пушкин целует прощальное послание императору. Сценаристы решили не упоминать о связях Пушкина с декабристами, которые сопротивлялись восшествию Николая на престол, также не касались изгнания Пушкина в Бессарабию.
Тем не менее, фильм оказался простым, но успешным: он долгое время оставался в кинопрокатах.
Радикальные футуристы предложили забыть Пушкина, Достоевского и Толстого еще в 1912 году, поскольку они были непонятны для современного общества, как иероглифы.
После революции Пушкин, представляющий дворянское происхождение, терял популярность, но его вклад в русскую литературу не позволял полностью забыть его.
«Как отменить Пушкина?» - думал Владимир Маяковский, однако его мнение было проигнорировано, потому что стихи Пушкина содержали элементы дворянской жизни и трагедии декабристов, что, по мнению Маяковского, помешало отрицанию Пушкина.
В 1927 году режиссеры Владимир Гардин и Евгений Червяков представили фильм «Поэт и царь», который стал молчаливой трагедией, раскрывающей главного врага русской поэзии под властью Российской империи.
Герой фильма, Александр Пушкин (сыгранный Червяковым), страдает от нищеты и безысходности: его стихи не публикуются, журнал, в котором он публикует, приносит убытки, и ни у кого нет желания помочь ему.
Общество Петербурга открыто насмехается над талантом поэта, а политическая полиция следит за его шагами, будто ведомая на карандаш. Даже сам император Николай I, ранее известный как Константин Каренин, выказывает усталость от присутствия поэта в общественных кругах.
Однако, супруга Натали, или как ее зовут в фильме Ирина Володко, привлекает внимание властителя и становится объектом его вожделения. Николай начинает выстраивать коварные интриги, чтобы скрыть свои чувства к жене поэта.
На фоне этих интриг появляется французский офицер Жорж Дантес, сыгранный актером Борисом Тамариным, который, по указанию царя, должен сблизиться с Натали.
Поэт остается один на один со слухами, не подозревая, что за всеми грязными играми стоит сам император, наблюдая со своей западни за развитием событий.
Картина также обращает внимание зрителей на графа Бенкендорфа, сыгранного Иваном Худолеевым, голландского посланника де Геккерна и прочих участников этой коллективной драмы, умело поддакивавших воле царя.
Многим критикам картина «Поэт и Царь» показалась излишне жесткой и лишенной вкуса в мелодраматических сюжетах. Однако, есть одна сцена в фильме, которая и сегодня способна поразить зрителя. Это момент, когда Пушкин, смертельно раненный, принимает передование и воплощение самого императора, стоящего перед ним вместо Дантеса.
Поэт раскрывает истинные причины произошедшего и решает свою судьбу, нажимая на спусковой крючок.
Спустя много лет, в 1933 году, вопрос об отношении к Пушкину был окончательно решен, когда Академия Наук СССР утвердила программу мероприятий ко дню его ежегодного юбилея, признав его не только великим поэтом, но и символом советской власти и культуры.
Удивительной традицией стало разглагольствование о гибели литераторов, а со временем этот обычай охватит именитых писателей, начиная от Гоголя и Салтыкова-Щедрина.
Однако именно Пушкину выпала доля испытать на себе высокий сталинский стиль. Естественно, к 100-летию со дня рождения появилась идея снять фильм под названием «Юность поэта», который стал творением режиссера Абрама Народицкого, который начал свою кинокарьеру еще в 1920-х годах и завершил ее фильмом «Бумбараш».
В картине представлена история 15-летнего Пушкина, сыгранного Валентином Литовским, в 1814 году. В образе юного поэта уже просматривается будущий литературный гений, несмотря на отсутствие бакенбард.
Прогуливаясь по Царскому селу, молодой лицеист, известный как Обезьяна, сталкивается с событием возвращения императора Александра I из заграничной войны и встречает крепостную девушку Наташу, сыгранную Валентиной Ивашевой, в которую он моментально влюбляется.
В лицее Пушкина царит атмосфера превосходства иностранных учителей и жестокого начальства, перебравшегося из военной сферы. Именно они ценят дисциплину выше всего. Конфликт между Пушкиным и его лучшим другом Иваном Пущиным, сыгранным Анатолием Мурузиным, начинается из-за Наташи и позднее заканчивается разлукой из-за жестокого крепостничества.
Девушку продают из-за долгов, и они больше никогда не встретятся. Испытав тяжелое разделение, выпускник Лицея поднимает тост в честь свободы, имея в виду крестьянское освобождение.
Воспоминания о Станиславе Ростоцком - о работе с Эйзенштейном, Пудовкиным и съемках «Юности поэта», благодаря которой режиссер получил золотую медаль на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Это же мероприятие было местом знаменитого противостояния между СССР и нацистской Германией, где советская скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной конкурировала с немецким павильоном Альберта Шпеера.
Спустя несколько лет после того, как пушкиниана завладела Парижем, она начала приобретать грозное предзнаменование, ведь большинство молодых актеров, включая исполнителя главной роли, находили свою судьбу на войне. Поэзия, как ни странно, оказывается вне времени и всегда актуальна.
Документалист по имени Борис Галантер решает провести эксперимент, поместив Пушкина и его современников в контекст советской России начала 1980-х, игнорируя исторические различия. В его интерпретации поэтического наследия (Александра Пономарева) переписаны письма, олицетворенные артистами театра и кино.
За Жуковского теперь стоит Александр Калягин, а в роли императора — Юрий Богатырев. Благодаря анализу исторических источников Борису Галантеру удалось создать сюжет, рассказывающий о «петербургском периоде» творчества Пушкина, отражающий лютование цензуры и радостное событие его свадьбы.
Итог не заключается в трагической гибели поэта, а в восприятии его произведений как вечных. Пушкин, пройдя через тернии общества, открывает двери в бескрайнее пространство света.
«И с вами снова я...» — яркий образец театрального творчества по пьесе Бертольда Брехта, который, возможно, не всем понятен до конца. Однако именно в постановке Галантера удалось показать Пушкина с горящими глазами, олицетворяя самое каноничное в его творчестве.
То, что образ Пономарева не совпадает с Пушкиным, не наносит ущерба общему восприятию.
Уже в далеком 1935 году Михаил Булгаков создал пьесу «Александр Пушкин» для театра имени Вахтангова, в которой повествовалась история последних дней поэта, но без его непосредственного участия. В течение всего представления главный герой не появлялся на сцене, однако о нем говорили остальные персонажи.
Это уникальное художественное решение, задуманное для отражения общества в момент возникновения зла, оказалось неосуществимым при жизни автора: считавшаяся реакционной, пьеса была запрещена к публичному показу.
Через восемь лет после своего создания пьеса «Последние дни» была показана в Мастерской МХАТ под режиссурой Леонида Менакера под названием «Последняя дорога». Пьеса, ужата режиссером до четырех действий, превратилась в полуторачасовой разговор всех персонажей друг с другом.
Сюжет пьесы развенчивает события, приведшие к трагической дуэли, в которую вовлечен великий поэт Александр Пушкин. В текущих обстоятельствах на одной из улиц столицы барон Геккерен встречается с главным жандармом Дубельтом, который собирает свидетельства. Окружающие Пушкина пытаются восстановить цепь событий, приведших к трагедии, и готовятся к тайной процедуре ночной отправки гроба с телом поэта из города.
В фильме «Последняя дорога» режиссер Леонид Менакер показывает красивую, но страшную картину смерти, как ее видят из соседней комнаты. Иногда кажется, что сам Пушкин (сыгранный в нескольких сценах Юрием Хомутянским) становится объектом, лишенным собственной индивидуальности, как после смерти приравнивается к маске.
В фильме изображено чувство беспомощности и апатии к гибели поэта, что создает ощущение органичности. Это тема, особенно близкая к концу 1980-х годов для Ленфильма и самого Менакера, который погружается в апокалиптические сюжеты в завершение своей режиссерской карьеры. Его следующий фильм «Собачий пир» окажется еще более мрачным и жутким.
В отличие от многих своих современников, Александр Сергеевич Пушкин был литератором-«невыездным», ему не разрешалось покидать границы страны из-за наблюдения спецслужб. Единственный раз, когда он смог приблизиться к государственной границе, был в 1829 году, когда отправился на Кавказ в период русско-турецкой войны. В своем произведении «Путешествие в Арзрум» Пушкин описывает пересечение реки Восточный Арпачай, являющейся естественной границей между враждующими странами.
Я с весельем въехал в заветную реку, и добрый конь вынес меня на турецкий берег, но этот берег уже принадлежал кому-то другому: я оставался в России. Для Пушкина невозможно было избежать связи с Отчизной, она пронизывала его на уровне, необъяснимом для нас.
В 1998 году Карен Шахназаров представил зрителям экспериментальный фильм «День полнолуния», где нет четкого начала или конца, а лишь множество переплетающихся сюжетов, в том числе и короткая история о Пушкине, путешествующем по степям Калмыкии. Сам Пушкин был изображен актером Евгением Стычкиным с забавными бакенбардами. Он появляется на экране лишь мгновение, случайно встречает красавицу из Калмыкии и тут же исчезает, даже не успев поцеловать ее. Был ли он на самом деле там, или это было лишь воображение — Шахназаров оставил зрителям решать.
Сюжет фильма представляет собой сеть взаимосвязей между людьми, живущими на одной шестой суши, где даже самые мелкие действия могут оказать огромное влияние на будущие поколения. Пушкин, мимолетно пролетевший мимо событий, сделал что-то, что задало тон современной реальности.
В другом фильме, Сокурова, Пушкин появляется лишь на несколько секунд, но те считаются значимыми. Путешествуя по Зимнему дворцу, невидимый петербуржец с голосом режиссера и французским маркизом (Сергей Дрейден) многократно погружаются во временные петли, видя одну и ту же локацию в разных временных точках. Поэтические образы Пушкина связывают различные исторические периоды и подчеркивают бессмертность его творчества и гениальности.
Путешествие в прошлое для героев начинается совершенно неожиданно, когда очередная временная аномалия заносит их на бал эпохи Николая I. Камера Тильмана Бюттнера фиксирует супружескую ссору между Пушкиным и его супругой Натальей. Поющий в мундире камер-юнкера, Пушкин быстрым шагом уходит от своей супруги, и они проводят вечер не вместе, вновь находя друг друга только к выходу из зала.
Русская идентичность и живая хтонь сливаются в удивительном кинематографическом шедевре, посвященном юбилею Александра Сокурова. В фильме «Русский ковчег» Роман Габриа воплощает великого поэта так реалистично, что это становится лучшим изображением Пушкина на большом экране. Подобно картине Николая Ульянова «Пушкин с женой на балу», где поэт выглядит странным среди дворцового строя, также и в фильме отразилась непокорность и неудобство жизни при дворе.
Пушкин получил звание камер-юнкера, чтобы было удобно приглашать его на балы со своей женой Натальей, которая вызывала восторженные взгляды общества. Однако сам Пушкин был не слишком общителен на подобного рода мероприятиях. В «Русском ковчеге» не учтено различие в росте между поэтом и его супругой, что делало Пушкина еще менее подходящим спутником на балах.
В начале двухтысячных годов стало очевидно, что Сергей Безруков воплощает в себе одновременно как Есенина, так и Христа на экране, и эта идея пропитала его карьеру. В фильме Натальи Бондарчук Пушкин яростно читает свои стихи, произносит глубокие монологи, выражает свою страсть как дикий зверь и говорит с эмоциональным вдохновением, как исторический персонаж в драме.
В киноленте «Последняя дуэль» наблюдается необычный поворот, когда сюжет вернулся к классической салонной драме, подобной тем, что создавались еще Гончаровым столетие назад.
Повествование вновь ведется о жестоком обществе декадантов, врагах России, их желании уничтожить гении страны, а также о вере в добродетельного императора и его преданных слуг. Среди конфликтующих сторон выделяется Михаил Лермонтов, который предстает как защитник чести Александра Пушкина.
Он утверждает, что Пушкин все еще жив духом, и через гибель поэта пробуждается русская национальная идея. Постепенно в фильме звучит все меньше французских речей, что символизирует пробуждение России ото сна.
Хотя некоторые критики высмеивают актерскую игру Безрукова как опереточную, картина ясно отражает дух времени не николаевской эпохи, а времен владимирского периода.
Через три месяца после релиза «Последней дуэли» была произнесена «Мюнхенская речь», которая в целом подтверждает идеи, заложенные в фильме. Перед выходом романа Дмитрия Миропольского мало кто помнил о захватывающем сюжете молодости Пушкина, когда его слугой был настоящий убийца Константин Сазонов.
В течение двух лет Сазонов проводил время с лицеистами, но в свободное от занятий время он занимался своим 'делом'. Его 'портфолио' включало не менее семи убийств. Он не был маньяком, но также был выдающейся фигурой своего времени, получившей историческое прозвище 'Царскосельский душегубец'.
Миропольский, как и Сет Грэм-Смит, автор 'Авраама Линкольна: Охотника на вампиров', сделал из жизни Пушкина интересный 'мэшап', в котором лично показал, что Сазонов не был таким уж праведным. 'Тайна дворцового непереворота' представляет собой очередной детектив, где невозможно обойтись без участия Пушкина.
В экранизации романа режиссер Пушкин (Станислав Белозеров) живет подобной жизнью, что и его оппонент из 'Юности поэта'. Но он делает это с большей яркостью и без скрытых мотивов, что характерно для 2007 года.
Будущие исторические фигуры, такие как Александр Горчаков (Степан Балакшин), Пущин (Иван Макаревич), Данзас (Сергей Друзьяк) и Антон Дельвиг (Александр Быковский), ведут бурную студенческую жизнь, наслаждаются гусарскими коктейлями и забавляются ночными походами к дамам, а также почти попадают в передрягу с экстремизмом.
Музыкальное сопровождение под фортепиано Максима Фадеева и заглавная тема от DJ Грува сделали историческое 'Кадетство' с участием героев из учебников необычным проектом.
Пушкин стал любимцем анимационных проектов, его биография ожила благодаря работам Андрея Хржановского, который создал три мультфильма по его рисункам, показав выразительные образы. Леонид Носырев также внес свой вклад в образ Пушкина с помощью 'Пинежского Пушкина', отображающего народный образ мифического героя.
Новым проектом стала работа уфимской студии 'Муха' под названием 'Пушкин и Михайловское' Екатерины Гаврюшкиной — это путешествие по мыслям поэта, попавшего в скучный мир семейного имущества. Просматривая жизнь на свежем воздухе, Пушкин находит вдохновение в каждом моменте, создавая произведения из жизненных ситуаций.
Анимация дает возможность позволить фантазии на биографические темы развиться, а нарисованный Пушкин может выходить за рамки реальности — даже играть в бадминтон с котом. Ему это позволено.