Акира Куросава и его фильм Дерсу Узала в СССР

Фев 23, 2025 / 07:54

Знаменитый японский режиссер Акира Куросава, известный своим уникальным подходом к кинематографу, расторг контракт с голливудской студией и уехал снимать в СССР фильм «Дерсу Узала». Это произведение повествует о путешествиях писателя Владимира Арсеньева и его проводника Дерсу Узала по Уссурийской тайге в начале XX века.

Куросава завоевал признание благодаря своему мастерству в построении сюжета и композиции, что повлияло на многих режиссеров по всему миру. В конце 1960-х он получил приглашение в Голливуд для работы над фильмом «Тора! Тора! Тора!», который повествует о нападении японского флота на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года.

Акира Куросава и его фильм Дерсу Узала в СССР

Однако, столкнувшись с ограничениями и требованиями продюсеров, которые желали добавить в фильм элементы, не соответствующие видению Куросавы, режиссер принял решение разорвать контракт, заплатив значительную неустойку.

Вернувшись на родину, он выпустил картину «Под стук трамвайных колес» в 1970 году, однако фильм провалился в прокате и стал причиной глубоких разочарований для мастера.

В итоге, Куросава оказался в состоянии депрессии, и информация о его попытке покончить с собой вызвала общественный резонанс. Несмотря на все трудности, режиссер продолжал оставаться уважаемой фигурой в кинематографическом сообществе, что и привело к приглашению его в Москву для дальнейшего сотрудничества.

В начале 1970-х годов на «Мосфильме» режиссер Акира Куросава задумал создать фильм по мотивам русской классики.

Он выбрал экранизировать повести Владимира Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала», посвященные реальному проводнику Дерсу Узала, который погиб в 1908 году.

Несмотря на удивление руководства студии, проект получил зеленый свет, и сценарий написали известный кинодраматург Юрий Нагибин.

Однако первое видение сценария не удовлетворяло Куросаву, который попытался создать свою версию, но она не была принята советской стороной.

Нагибин был направлен в Японию для соавторства, однако Куросава отвергал его предложения, и, в конечном итоге, Юрий подписал сценарий режиссера, чтобы проект не был закрыт.

По условиям Госкино СССР фильм стал советско-японским, хотя финансовые расходы взял на себя «Мосфильм», вложив более 4 миллионов долларов.

Подбор актеров затянулся, и Куросава хотел привлечь знаменитого японского актера Тосиро Мифунэ на роль Дерсу, но тот не смог отказаться от других обязательств.

Этот этап подготовки подчеркивает трудности кросс-культурного сотрудничества в кино.

Акира Куросава начал просмотр советских фильмов с участием артистов из Тувы и Бурятии. Он натолкнулся на актера Тувинского музыкально-драматического театра Максима Мунзука в фильме «Пропажа свидетеля» и решил пригласить его на пробы.

Ассистент режиссера отправился в Кызыл, где выяснил, что 63-летний Мунзук был на охоте в тайге. Семья предполагала, что его не будет долго. По просьбе Госкино СССР Минобороны выделило вертолет для его поиска. Актера в итоге нашли и доставили в Москву, прямо в охотничьей одежде.

Когда он вошел в павильон, Куросава воскликнул: «Узала!» Для роли Арсеньева режиссер также искал кандидатов в фильмах и заметил Юрия Соломина в «Адъютанте его превосходительства». Рассматривая кандидатуры, Куросава явно был впечатлен сюжетом шпионского фильма.

В то время чиновники Союза не проявляли такой строгости, как американские продюсеры. Куросава выразил протест против съемок в Подмосковье, настаивая на реальных локациях. Однако в начале 1970-х годов большая часть Дальнего Востока была закрыта для иностранных путешествий, что вынудило обратиться в Комитет государственной безопасности.

В итоге разрешение на съемки получили в Ядринском районе Чувашии. Команду размещали в военной гостинице, а еду доставляли из военной части, с обеспечением безопасности от КГБ. Для одной из сцен, где герои встречались с тигром, заранее поймали молодого уссурийского хищника.

За полгода пребывания в неволе что-то сломалось в душе тигра, и когда пришло время сниматься, он отказался выходить из своего вольера, даже несмотря на применение плетей. Хищник начал прятаться за кустами и не поддавался командам. В процессе попыток поймать его животному повредили нос, вызвав кровотечение.

В результате Соломин и Мунзук выступили с требованием к Куросаве изменить подход и оставить тигра в покое. Сцену удалось отснять в московском павильоне с участием дрессированного тигра, находившегося под присмотром укротителя Вальтера Запашного. Фильм вышел в 1975 году и через год получил «Оскар» за лучший иностранный фильм. Это подчеркивает, что в то время киноакадемия не была политизирована.

На фестивалях в Испании, Италии, Франции, Финляндии и Перу картина также удостоилась наград. Максим Мунзук, исполнивший главную роль, после съемок прекратил охотиться, осознав моральную сторону вопроса. Режиссер Куросава, которого он называл бакшы (шаман), оказал на него влияние.

Фильм «Девушка без адреса» стал успешным в прокате 1958 года. В итоге карьера исполнительницы главной роли продолжилась, но ее судьба осталась неясной.

В республике 23 февраля ожидаются ночные морозы, с температурой от -6°С в западе до -18°С на востоке. Днем температура поднимется до -3...+3°С, а в юго-западных регионах — до +5°С. Малооблачная погода и ветер от слабого до умеренного ожидаются, с вероятной гололедицей на дороге. Жители Витебска могут ждать от -1 до -3°С.

По материалам: minsknews.by