Российские авиакомпании прекращают эксплуатацию вертолетов Ансат

Мар 25, 2025 / 11:47

В ближайшие годы российские авиакомпании планируют прекратить эксплуатацию вертолетов «Ансат» из-за невозможности наладить сертифицированное обслуживание их двигателей и заменить критически важные детали.

Согласно информации, опубликованной «Известиями» со ссылкой на Ассоциацию вертолетной индустрии, уже в следующем году шесть вертолетов будут выведены из эксплуатации, а к 2029 году их количество возрастет до 49. Эти сроки основаны на ожидаемой выработке ресурса; возможные изменения в эксплуатации могут скорректировать даты.

Российские авиакомпании прекращают эксплуатацию вертолетов Ансат

Двигатели PW207K, установленные на «Ансатах», производятся компанией Pratt & Whitney Canada, к технической документации которой российская сторона не имеет доступа. Кроме того, в дружественных странах нет организаций с соответствующими лицензиями на обслуживание этих двигателей. С 2022 года канадская компания прекратила все контакты с российскими авиаперевозчиками.

Попытки организовать ремонт двигателей на территории России не увенчались успехом: местные предприятия не способны производить необходимые компоненты и не обладают достаточной квалификацией. Двигатели имеют максимальный срок службы три тысячи часов, после чего требуют диагностики и ремонта. Возможное продление ресурса на 500 часов осуществляется только производителем после детального осмотра состояния турбины и лопаток.

Как пояснил президент авиакомпании «Вяткаавиа» Олег Кочкин, в мире существует всего один завод в США, который может проводить сложный ремонт этих двигателей.

Самолет Ан-2, известный также как «кукурузник», стал символом надежности и универсальности в авиации. Производство этого самолета началось в советские времена, и он быстро зарекомендовал себя как незаменимый транспорт для сельского хозяйства, а также для перевозки пассажиров и грузов в труднодоступные районы. Несмотря на прошедшие десятилетия, Ан-2 до сих пор востребован благодаря своей простоте в обслуживании, маневренности и способности взлетать и садиться на короткие дистанции.

Сложившаяся в современном мире ситуация с санкциями сталкивает российские авиастроительные проекты с серьезными вызовами. На примере вертолета «Ансат» видно, что необходимость замены импортных комплектующих становится актуальной. В этом контексте разрабатывается импортозамещенный двигатель ВК-650В, что требует доработки конструкции вертолета и увеличивает сроки его сертификации и испытаний. Оперативная замена двигателей на существующих «Ансатах» практически невозможна из-за нехватки технической документации, что ставит под угрозу надежность этих машин.

На фоне всех этих процессов Минпромторг принимает меры для возобновления производства советского двигателя ТВД-10Б для Ан-2, чтобы продлить его эксплуатацию. В случае задержек в производстве новые авиалинии рискнут оказаться в ситуации, когда им придется прибегать к дорогим вертолетным перевозкам. Это подчеркивает важность сохранения таких самолетов, как Ан-2, для транспортировки в удаленные регионы, что особенно актуально в нынешних условиях.

По материалам: lenta.ru