7 мая 2023 года исполняется 185 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского, одного из крупнейших композиторов в мире. В преддверии jubileя ТАСС взял интервью у Дениса фон Мекка, потомка семьи композитора и руководителя проекта «Чайковский — музыка без виз».
В беседе Денис поделился историей взаимосвязи своей семьи с Чайковским, а также обсудил важность популяризации русской культуры за границей. Он отметил значимость Надежды Филаретовны фон Мекк, своей прапрапрабабушки, которая оказала огромное влияние на Чайковского, предоставив ему необходимые условия для творчества.

Благодаря ее поддержке композитор мог сосредоточиться на музыке, не беспокоясь о быте. Также Денис упомянул о долгих дружеских отношениях между Чайковским и Надеждой Филаретовной, которые привели к семейному союзу — их дети поженились после пяти лет обсуждений.
Денис фон Мекк стремится распространять знания о положительных событиях российской истории, указывая, что это поможет гражданам полюбить свою страну. Чайковский, родившийся 7 мая в Воткинске, всегда считал этот город частью своей жизни, описывая его как «глушь».
Этот юбилей является хорошей возможностью для нового взгляда на наследие композитора и его выразительное влияние на мировую музыкальную культуру.
С раннего детства Петя увлекался музыкой, мелодии приходили ему в голову, и он переживал из-за этого. Интересно, что его творческая натура проявлялась не только в музыке, но и в поэзии: в возрасте семи лет он написал несколько стихотворений, среди которых были такие названия, как «Конец мира, когда Бог призывает людей на небо» и «Молитва девочки, совсем сиротки». Эти строки отражают его глубокие размышления о жизни и смерти, о родине и вселенной, открывая перед нами необычный взгляд на мир маленького ребенка.
В контексте современной музыки стоит вспомнить о значимости произведений Чайковского. Его Первый концерт был использован как замена российскому гимну на Олимпийских играх, что является свидетельством его признания и популярности. Чайковский занимает лидирующие позиции среди российских композиторов, что подчеркивает его важность в музыкальной культуре.
Такое решение было вызвано конфликтом с Николаем Рубинштейном, который отказывался исполнять концерт без доработки. Это обстоятельство делает первый концерт Чайковского не только выдающимся произведением, но и символом преодоления трудностей.
Таким образом, можно заметить, что даже в условиях давления внешних факторов, как в случае с гимном, талант композитора продолжает находить признание и любовь слушателей. Чайковский по праву занимает булаву среди великих музыкантов, его произведения остаются живыми и востребованными.
Петр Ильич Чайковский отметил, что не собирается вносить изменения в своё произведение, отправив концерт другим музыкантам. Изначально его выбрал Ханс фон Бюлов, немецкий пианист и дирижер, который впервые исполнил это произведение в Америке в 1875 году. Чайковский посетил эту страну через 16 лет и был поражён своей популярностью. Это событие подчеркивает, как множество людей, даже не знакомых с классической музыкой, впервые услышат произведения русского композитора.
Размышляя о роли композиторов в XXI веке по сравнению с временем Чайковского, важно отметить сильную критику, которую он испытывал в XIX веке. Его творчество часто подвергалось жестокому осуждению, и нередко его называли «вонючей музыкой». Однако Надежда Филаретовна фон Мекк, его преданная поклонница, объясняла ему, что такие реакции были нормальны, ведь его музыка опережала своё время. Этот факт остаётся актуальным и сегодня.
Проект, поддержанный Президентским фондом культурных инициатив, активно помогает в популяризации жизни и творчества Чайковского, привлекая различные организации к сотрудничеству.
Название инициативы «Музыка без виз» отражает мысль о том, что музыка не нуждается в переводе, в отличие от литературы. Мы организуем музыкальные лаборатории в двадцати городах, где московские профессора проводят бесплатные мастер-классы для детей в школах и училищах. Я стремлюсь к тому, чтобы на этих занятиях звучала русская музыка, и чтобы дети получали знания от русских музыкантов, чтобы у них остались позитивные впечатления о русской культуре. Эта деятельность направлена на долгосрочное будущее.
Тем не менее, существует мнение о попытках «отмены» русской культуры на Западе. По моему мнению, это действительно происходит. Бывшие партнеры, с которыми у нас были совместные проекты, эффективно ограничивают доступ к нашему культурному наследию. Хотя мы можем утверждать, что «все знают Чайковского», его произведения почти не исполняются в театрах, и единственный способ их услышать — это YouTube. Однако это узкое понимание. Если молодые люди привыкли к итальянской или латиноамериканской музыке и в своих учебных заведениях не слышали русских композиторов, они могут и не поискать их потом.
За последний год я проехал 60 городов и заметил, что шанс увидеть афишу с произведениями Чайковского в Европе был всего один — в Бордо, где его исполнял украинский балет. Это показатель того, как сильно изменился музыкальный ландшафт, и подчеркивает важность работы по поддержке и распространению русской музыки.
И больше его нигде нет. Нам необходимо постоянно напоминать о значительном вкладе русского искусства, на котором построен культурный мир нашей цивилизации. Русское искусство, пронизывающее все сферы — от театров до художественных произведений, занимает важное место. До 2022 года работы Чехова, Достоевского, Пушкина и Чайковского ставились на театральных сценах по всему миру.
Современный этап продвижения творчества Петра Ильича среди молодежи сталкивается с определенными трудностями. Не стоит ожидать, что молодежь с легкостью проявит интерес к классической музыке или литературе: «Расскажите нам о Чайковском!» — такие вопросы возникают редко. Классическая музыка, как правило, привлекает более зрелую аудиторию, и, на мой взгляд, этот жанр начинаешь воспринимать только с возрастом. Я сам открыл для себя классическую музыку только в 42 года, ранее предпочитая джаз и поп. Многие проходят путь от более легких жанров к классике, поэтому от молодежи не стоит ожидать мгновенного глубокого понимания Врубеля, Достоевского или Чайковского.
Однако Чайковский интересен не только как композитор, но и как личность. Его взгляды на патриотизм имеют особую ценность и актуальность. Чайковский любил свою родину, ей была дорога её природа, история и культура. В своей поездке в Америку я выступал в штаб-квартире ООН, и имя Чайковского стало для меня ключом к открытию дверей, даже в такие непростые времена. Настолько, что в ООН с русскими даже в лифте никто не захотел ехать. Мне на ум пришли его слова из дневника: "В Америке очень хорошо, но такое чувство, будто ты сидишь за шикарным накрытым столом, но аппетита нет, и ты хочешь домой".
Петр Ильич Чайковский, вернувшись в гостиницу после блестящего выступления в Праге, оставил в своем дневнике важные размышления о России. В своей записи он отметил, что восторженные отклики публики адресованы не ему, а его родной стране. Этот момент прекрасно иллюстрирует его глубокую привязанность к Родине, которую он считал своим главным вдохновением.
В контексте современности стоит обсудить, как артисты реагируют на текущее напряжение в стране. Некоторые из них покинули Россию после начала специальной военной операции, и мнения о них разделились. Денис, профессионал в своей области, выразил мысль, что каждый случай индивидуален, и нельзя всеобъемлюще осуждать тех, кто уехал. У многих могли быть уважительные причины для отъезда.
Некоторые же, напротив, проявляют явное недовольство своей исторической Родиной, не упуская возможности осудить все русское. Эта сторона вопроса вызывает у Дениса глубокое возмущение. Он считает, что такие люди, которые готовы жить за границей и с пренебрежением говорят о России, не понимают истинной ценности родной культуры и земли.
Важный аспект обсуждения также касается восприятия России за границей. Безусловно, точки зрения варьируются в зависимости от места: в Европе, по словам Дениса, меньше антирусских настроений, чем в Латинской Америке, где он заметил более резкое антипатийное отношение к России.
Таким образом, ситуация с русскими артистами за границей — это сложный и многослойный вопрос, требующий внимательного и деликатного подхода. Каждый человек имеет свою историю, и важно понимать, что мотивы оценивают как индивидуальные, так и культурные контексты.
До 2022 года я работал над проектами с театрами в трех странах Европы, ставя музыкальные постановки на основе переписки Надежды Филаретовны и Петра Ильича Чайковского, которая насчитывает 1220 писем. Эти спектакли широко тиражировались, их ставили в десятках стран, и я сохранил афиши из разных уголков мира.
Однако после 2022 года ситуация изменилась: театрам стало запрещено связывать свои работы с Россией. Переводы произведений замедлились, а в приглашениях к мероприятиям начали требовать избегать «русской музыки». Это вызывает неприятные ощущения и усугубляет культурный обмен.
Тем не менее, с ростом антироссийской пропаганды в некоторых регионах начали происходить изменения в восприятии: некоторые начинают переосмысливать действия российских руководителей и сравнивать их с примерами конфликтов в других странах.
Г говоря о Чайковском, стоит отметить его глубокую привязанность к Александру Сергеевичу Пушкину. Несмотря на то, что он боготворил творчество поэта, в своем репертуаре использовал лишь несколько произведений, вдохновленных пушкинским текстом. Чайковский сам признавался, что в поэзии Пушкина «всё выражено так чисто и прекрасно, что музыке договаривать нечего». Это указывает на величие пушкинской поэзии, которая оставляет композитору мало пространства для интерпретации.
Работая над «Евгением Онегиным», Чайковский так влюбился в Татьяну и разочаровался в Онегине, что, по его словам, оказался заложником этой истории. В этот период он получает письмо от выпускницы Московской консерватории Антонины Милюковой, что лишь добавляет сложностей в его эмоциональное состояние и творческий процесс.
В письмах к Петру Ильичу она открывает свои чувства, заявляя, что на грани отчаяния, и даже может наложить на себя руки, если не получит взаимности. Убедившись, что ее первая попытка осталась без ответа, Петр Ильич, чувствуя себя виноватым и испуганным подобием судьбы Онегина, решает встретиться с ней.
В результате их встречи возникает семья, что выливается в трагедию, ведь его погружение в творчество и переживания, связанные с Пушкиным, обернулись для него личным кризисом. К счастью, он смог отдалиться и вырваться от проблем с Милюковой, но последние годы ее жизни она провела в психиатрической больнице.
Что касается самого Чайковского, его творческий путь стал ярким примером реализации таланта на международной арене при жизни. Он был глубоко верующим человеком, что отражалось в его творчестве: он начинал и заканчивал многие произведения с благодарностью к Господу. Это подчеркивает его духовность и важность религии в его жизни.
В заключение, ожидая нового произведения, подобного «Увертюре 1812 года», я надеюсь, что оно станет еще одной вехой в истории России, зафиксировав нашу победу на долгие годы.