Коллекционирование в России от Петра I до современности

Мар 25, 2025 / 17:51

25 марта 2025 года в 09:55. Заблуждение считать, что основа любой коллекции — это деньги. Хотя финансовые ресурсы играют роль, важнее — страсть к делу, знания и общественные цели. В России термин «коллекционная недвижимость» стал актуален, расширяя горизонты коллекционирования за пределы традиционных предметов искусства и культуры.

Научная мысль утверждает, что Петру I приписывают введение мода на коллекционирование в России, но собирательство существовало и до него. В допетровской Руси люди собирали предметы, отражая почитание старины и традиций через семейные собрания, такие как «духовные» коллекции бояр Годуновых и купцов Строгановых.

Коллекционирование в России от Петра I до современности

В XVIII веке благодаря эпохе Просвещения коллекции стали более светскими: в домах начали появляться собрания монет, минералов и книг. Коллекции известных фамилий, например, Юсуповых и Голицыных уже тогда восхищали современников и хранили шедевры живописи, что стало страстью будущих коллекционеров.

В XIX веке имя одного из таких коллекционеров стало символом успеха: он был известен не только как удачливый предприниматель и общественный деятель, но и как обладатель огромной частной коллекции, собираемой более 40 лет, которая открыла двери для посетителей, позволяя всем насладиться культурным наследием.

Один из самых известных персонажей русской литературы — Федор Михайлович Плюшкин, олицетворяющий жадность и увлечение коллекционированием. Легенда гласит, что именно увиденная им фамилия на вывеске магазина вдохновила Пушкина на создание этого образа. Несмотря на то, что детали этой истории могут быть преувеличены или даже выдуманы, связь между Плюшкиным и традицией коллекционирования в России очевидна. Плюшкин стал символом человека, отказывающегося делиться своими сокровищами и одержимого собственными драгоценностями.

В XIX веке в России начало формироваться движение коллекционеров, которые собирали уникальные артефакты и произведения искусства. Например, Алексей Бахрушин — купец и меценат, создал обширную коллекцию театральных предметов, которая легла в основу музея Бахрушина. Другой выдающийся коллекционер, Алексей Орешников, позволил основать российскую нумизматическую науку, собирая монеты и медали. Не менее значимым стал историк искусства Дмитрий Ровинский, который собрал самую полную коллекцию русских народных картинок-лубков, опубликованную в 1881 году в 12 томах.

Коллекционеры в тот период не только собирали культурные артефакты, но и играли важную роль в общественно-просветительской жизни, поддерживая художников и музыкантов. Они формировали культурный облик городов и всей империи, способствуя развитию искусства и обеспечивая России международную культурную репутацию.

Третьяковская галерея ассоциируется с Павлом Третьяковым, тогда как Пушкинский музей основан на коллекциях Сергея Щукина и Ивана Морозова. Эти выдающиеся коллекционеры способствовали формированию богатейшего музейного фонда России, где находятся иконы, картины, монеты, медали и множество других уникальных предметов.

Однако когда речь заходит о коллекционной недвижимости, ситуация изменяется. В дореволюционной России это явление было редкостью, так как недвижимость, как правило, передавалась по наследству, а аукционы проводились крайне редко. Одним из значимых событий стало приобретение Саввой Мамонтовым усадьбы «Абрамцево» в конце XIX века, что дало начало новому этапу – он создал центр искусств, став первым известным коллекционером недвижимости в России.

В последние два десятилетия современное коллекционирование недвижимости сформировалось благодаря усилиям девелоперов и покупателей, которые создают новые подходы и критерии. Коллекция недвижимости включает не просто набор объектов, а имеет общую концепцию и внутреннюю гармонию, что делает ее по-настоящему целостной и значимой.

Каждый коллекционный предмет в отдельности интересен, однако именно в совокупности они обретают особую ценность. Новичкам в мире искусства рекомендуется начинать с коллекции работ одного художника или его круга.

Аналогично, в недвижимости для начинающих существует принцип: разумнее всего инвестировать в так называемую трофейную недвижимость («trophy property»). Эти объекты обладают культурной ценностью, признанной временем, и отпечатком известных архитекторов и личностей. Такие квартиры и здания уникальны, встречаются на рынке редко и стоят очень дорого.

В отличие от трофейной, современная недвижимость требует основательной оценки. Вот пример - клубный дом «Космо 4/22». Чтобы считаться коллекционной, современная недвижимость должна находиться в эксклюзивном месте, желательно в историческом центре или значимой части города.

В Москве труднее найти более насыщенное историческими событиями место, чем «золотой» остров Балчуг в Замоскворечье, где расположен «Космо 4/22». Этот рукотворный остров получил множество названий, но он всегда оставался в центре московской жизни, окружен Кремлем, Москвой-рекой и Водоотводным каналом.

Современники часто называют этот объект «золотым островом» благодаря его престижному местоположению. Важно отметить, что трофейная недвижимость должна представлять собой высококлассный проект. Девелоперы тщательно подбирают исключительные площадки с интересным окружением, а известные архитекторы создают здания, которые должны стать вечными символами своих проектов.

Древнеримский архитектор Витрувий выдвинул концепцию, заключающуюся в триединстве: «Польза, прочность, красота». Современные архитектурные бюро продолжают следовать этому принципу, что позволяет оценивать коллекционную ценность недвижимости. Классические проекты пользуются постоянным спросом и не подвержены влиянию изменчивых трендов моды.

Что делает недвижимость действительно уникальной, так это ее история. Каждый объект становится капсулой времени, в которой сохранены архитектурные детали конкретной эпохи. Ярким примером является клубный дом «Космо 4/22», чья история заключает в себе элементы доходного дома, построенного в 1901 году архитектором Николаем Благовещенским. Его фасад, обращенный на Космодамианскую набережную, воссоздает аутентичные детали и представляет собой редкость даже для Замоскворечья, добавляя изысканности этому архитектурному шедевру.

Постулат о вечной ценности классики подводит к важному критерию: коллекционная недвижимость должна быть инвестиционно привлекательной. Для покупателей, стремящихся создать коллекцию, которая станет ликвидным активом и семейным наследием, это действительно имеет значение.

Например, стоимость лота в проекте «Космо 4/22» выросла на 122% с момента начала продаж в 2022 году — это впечатляющий показатель, который должен заинтересовать потенциальных покупателей. Независимо от того, выбирают ли они одну из 63 квартир или один из 10 пентхаусов, возможен ощутимый рост цен в будущем.

Тем не менее, когда покупатель находит идеальный проект с отличным расположением, красивым окружением и исторической ценностью, он может быть разочарован. Как отмечают в «Галс-Девелопмент», есть нечто особенное, что сложно описать словами, но именно это качество вызывает коллекционный интерес у истинных ценителей.

Для некоторых это может быть близость к Кремлю, на которую можно добраться всего за семь минут на автомобиле. Другим понравится спокойствие мрамора, из которого сделаны копии львов Медичи в внутреннем дворе. У каждого может возникнуть чувство гордости за участие в истории Москвы, так как новый проект на Космодамианской набережной явно станет ее частью.

По материалам: snob.ru