Минэкономразвития России представило правительству законопроект «О платформенной экономике в РФ», который устанавливает правовые основы для этой сферы.
Документ охватывает регулирование отношений между операторами платформ, их партнерами и пользователями, что, по информации ведомства, важно для защиты потребителей от опасных и несертифицированных товаров.

Как отметил заместитель председателя правительства Дмитрий Григоренко, специальное регулирование поможет создать удобные сервисы и обеспечить ясные взаимодействия между гражданами и бизнесом на цифровых платформах.
Основная цель – достичь баланса интересов, который гарантирует защиту прав потребителей и способствует устойчивому развитию платформенной экономики.
Министр экономического развития Максим Решетников подчеркнул, что законопроект нацелен на решение специфичных вопросов, касающихся деятельности посреднических цифровых платформ.
Эти платформы позволяют пользователям размещать предложения о продаже товаров или услуг и проводить сделки.
Ранее отрасль пыталась решить текущие проблемы самостоятельно, что вызывало дисбаланс интересов среди участников.
Новый законопроект выполнит важную функцию, обеспечивая предсказуемость в ведении бизнеса и соответствуя запросам предпринимателей.
Документ содержит ключевые определения в сфере платформенной экономики, включая термины «платформенная экономика», «цифровая платформа», и «посредническая цифровая платформа». Также устанавливаются обязательные условия соглашений с партнерами, процедура изменения условий, предоставления скидок, сверки взаиморасчетов и применения санкций. Важным дополнением является внедрение цифровой досудебной системы для разрешения споров.
Замминистра экономического развития Максим Колесников отметил, что законопроект вводит нормы ответственности платформ и их партнеров перед потребителями. Платформы обязаны проверять партнеров через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) и госреестры, исключая доступ непроверенных продавцов и исполнителей услуг. Также обязательным станет размещение карточек товаров с информацией о соответствии обязательным требованиям, особенно важно это для таких категорий, как БАДы и медицинские изделия. В случае обнаружения незаконного предложения его размещение будет немедленно прекращено, а ответственность за достоверность информации будут нести продавцы и исполнители услуг.
Законопроект также детализирует процесс действий в случае выявления недостатков товаров или услуг, предлагая возможность предъявления требований о возврате непосредственно на платформе. Устанавливается правовая определенность между платформами и заказчиками, а также между партнерами, исполняющими услуги. В разработке законопроекта участвовали профильные федеральные органы исполнительной власти и представители бизнес-сообществ.
В I квартале 2025 года ожидается внесение законопроекта о платформенной экономике в Госдуму. Вице-премьер Михаил Мишустин поручил Минэку разработать этот закон в начале декабря 2024 года. Предполагается, что при его принятии он вступит в силу уже в сентябре текущего года.
По информации от «Ведомостей», в рамках нового закона министерство планирует ввести административную ответственность для операторов цифровых платформ и их партнеров. Штрафы для маркетплейсов могут достигать 2 миллионов рублей, а для продавцов — до 500 тысяч рублей.
В другом событии председатель Банка России Эльвира Набиуллина на форуме «Кибербезопасность в финансах» сообщила, что объем размороженных активов российских инвесторов в 2024 году составил около 570 миллиардов рублей.
Она уточнила, что механизмы, позволяющие высвободить замороженные средства, разрабатывались совместно с правительством, касаясь около 1,5 миллиона человек. Набиуллина отметила отсутствие крупных инициатив по дальнейшей разморозке активов, однако Центральный банк продолжает работать над возможными решениями для разблокировки средств.
На сегодняшний день власти завершили два этапа обмена заблокированных активов, в рамках которых иностранные инвесторы выкупили у россиян ценные бумаги на сумму 8,1 миллиарда рублей.
На втором – еще на 2,54 млрд руб. Некоторые российские инвесторы, включая обладателей вида на жительство в ЕС, пытаются разблокировать свои активы через зарубежные суды. Однако такие судебные разбирательства требуют значительных затрат и оправданы только при крупном объеме замороженных средств.
В мае 2022 года Центральный банк России оценивал объем заблокированных активов в 159 паевых инвестиционных фондах в 379 млрд рублей, пострадавших инвесторов насчитывалось 2,7 миллиона. К июню 2023 года оставалось 154,19 млрд рублей замороженных активов в 113 фондах, доступ к которым был ограничен для 1,6 миллиона инвесторов; при этом оценки регулятора основывались на ценах февраля 2022 года.
На осень 2024 года 160 фондов остаются с частично или полностью заблокированными активами для инвесторов. В фондах, разделенных на две части, возобновлены операции только в первоначальных фондах, в то время как ЗПИФ-А остаются закрытыми для операций.
Управляющие компании обязаны продавать активы из ЗПИФ-А, когда такая возможность появляется, и пропорционально погашать паи, то есть выплачивать за них деньги. В своем выступлении Набиуллина подчеркнула, что Центральный банк не участвует в переговорах относительно отмены антироссийских санкций.
18 февраля Кирилл Дмитриев, глава Российского фонда прямых инвестиций, сообщил, что ущерб, нанесенный американскому бизнесу после ухода из России, составил приблизительно $324 млрд. Наиболее значительные потери были в сфере IT и медиа – $123 млрд, затем следуют потребительский рынок и здравоохранение с $94 млрд, финансовый сектор с $71 млрд, промышленность с $26 млрд и энергетика с $10 млрд.
В тот же день госсекретарь США Марко Рубио на пресс-конференции заявил, что для снятия санкций Западу потребуется урегулирование российско-украинского конфликта.