Прекращение транзита российского газа через Украину в конце 2024 года может привести к серьезным последствиям для Евросоюза. По данным газеты Politico, ссылающейся на внутренний документ Еврокомиссии, это приведет к сокращению общего объема импорта газа в ЕС на 5%, что в случае похолодания может стать наихудшим сценарием. Еврокомиссия оценивает, что прекращение транзита через Украину потребует поиска альтернативных маршрутов и повлечет увеличение расходов на импорт газа.
Хотя ЕС обладает гибкостью в газовой сфере, европейские страны уже прорабатывают планы на случай возможного дефицита энергии. Согласно старшему аналитику компании ICIS Ауре Сабадус, наибольшие последствия от сокращения импорта газа почувствуют Австрия, Венгрия и Словакия. Проблема вызывает беспокойство не только в этих странах, но и во всем регионе.
Представитель Еврокомиссии Тим Макфи заявил о текущих переговорах по отказу от транзита российского газа через Украину. Страны, которых это затронет, уже обсуждают альтернативные маршруты поставок газа. В частности, речь идет об Австрии, Словакии, Чехии и Италии. Ранее еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон заявила, что страны ЕС не заинтересованы в продлении договора о транзите газа через Украину.
По мнению эксперта из Финансового университета Игоря Юшкова, прекращение транзита через Украину сильнее всего ударит по странам Северо-Западной, Западной и Центральной Европы. В октябре 2023 года на пленарном заседании Российской энергетической недели президент России Владимир Путин отметил, что жители стран Европы переплачивают за нефть и газ, из-за чего экономика региона понесла убытки. В связи с этим страны Запада планируют снизить зависимость от российских энергоресурсов.
Тем не менее, начало спецоперации России по защите Донбасса в феврале 2022 года и последующий энергетический кризис во многих европейских странах заставляют искать альтернативные источники энергии и пути диверсификации. Решение по прекращению транзита газа через Украину может иметь серьезные последствия для энергетической безопасности в Европе и потребует обширного пересмотра энергетической стратегии региона.