Инновации в области персонализации, цифровизации и гибридного формата работы, а также рост популярности шеринг-экономики и увеличивающийся постковидный социальный запрос на бытовой комфорт и уют приводят к тому, что корпоративные и деловые пространства вынуждены претерпевать значительные изменения.
Этот процесс не оставляет равнодушными ни профессионалов, ни обычных пользователей. Именно об этом пишет редактор Forbes Life Софья Бронтвейн, которая вместе с основательницей студии Designic и экспертом по созданию общественно-деловых пространств Аней Саркисьянц посетила ведущую мировую выставку в области интерьерного дизайна Salone del Mobile в Милане, чтобы изучить самые актуальные тренды в индустрии.
Современные офисы больше не могут оставаться просто рабочими пространствами. В настоящее время, когда практически любое место в городе благодаря стабильному интернету и наличию электророзетки может стать рабочим, они вынуждены конкурировать с домашней обстановкой, кафе и другими общественными пространствами.
Это требует от офисного дизайна нового подхода. Его цель теперь — быть способным адаптироваться к постоянным изменениям, будь то социальные или экономические.
По результатам нескольких насыщенных дней на выставке Salone del Mobile становится ясно, что офисы будущего все больше напоминают дома. Этот тренд начал проявляться 7-8 лет назад, но сегодня он стал еще более явным, особенно в постковидную эпоху.
Дизайнерские идеи и решения для корпоративных интерьеров теперь ориентированы прежде всего на конечного пользователя — его повседневные и эмоциональные потребности, а также на социальные явления, вроде толерантности и инклюзивности.
Создавая проект, дизайнер учитывает не только сферу деятельности компании, ее ценности и бизнес-задачи, но и широкий социокультурный контекст, чтобы обеспечить комфортность интерьера для всех его пользователей и сохранить его актуальность на протяжении нескольких лет вперед.
Помимо правильного зонирования, современных стандартов эргономики и использования экологически чистых материалов, важную роль в создании современных офисных пространств играет атмосфера уюта и благополучия. Это именно то, что теперь объединяет дом и работу.
Основательница студии Designic и эксперт по созданию общественно-деловых пространств Аня Саркисьянц поделилась основными дизайнерскими решениями, представленными на выставке Salone del Mobile 2024, которые актуальны и будут оставаться востребованными в течение длительного времени.
Одной из важных задач для отделов по работе с персоналом в последние годы является возвращение сотрудников из удаленной работы в офис, чтобы продемонстрировать преимущества офисной среды и эффективность в выполнении рабочих задач. Тенденция «домашнего офиса» становится все более популярной и сегодня является скорее правилом, чем исключением.
Даже если ваш интерьер офиса оформлен в строгом минималистическом стиле, ориентированном исключительно на бизнес, важно иметь уголок, где сотрудники могут отдохнуть в течение рабочего дня и сменить атмосферу. Аня Саркисьянц подчеркивает, что для создания уюта в офисе помогают мягкие оттенки, приятные текстуры и гибкие формы.
Грамотное зонирование помещения и использование основных принципов скандинавского дизайна, с уклоном в человекоцентричность и гармонию, являются практически универсальной формулой для создания эффективного офисного пространства. «Простейший способ организации лаундж-зоны в офисе - освободить участок площади, разместить ковер с интересным узором и мягким ворсом поверх основного напольного покрытия, добавить несколько пуфов и диван - и зона неформального общения готова», - поясняет Саркисьянц.
Изменившиеся реалии рабочей среды заставили компании пересмотреть свои подходы к созданию офисного пространства. В настоящее время популярностью пользуются такие инновационные решения, как портативное освещение, позволяющее сотрудникам брать его с собой в любое место. Еще одним важным аспектом является освещение с регулируемой температурой света. Переключаясь между холодными и теплыми оттенками, можно создать более комфортные условия для работы и отдыха. Такой подход способствует улучшению концентрации и общего благополучия сотрудников.
Гибкость офисного пространства не только удовлетворяет потребности работников, но и позволяет быстро адаптироваться к изменениям внутри компании. Например, возможность быстрого изменения размеров рабочих зон при необходимости расширения или сокращения штата сотрудников. Для этого используются открытые планировки, модульная мебель, шумопоглощающие элементы, зонирование текстом и даже модульное напольное покрытие, легко заменяемое по мере необходимости.
Такие адаптивные решения позволяют персонализировать рабочие места, способствуют неформальному общению, совместному творчеству и коллективной работе. Модульный дизайн интерьера придает офису элемент игры, позволяя сотрудникам самим участвовать в создании уникальной атмосферы. Например, итальянская компания «Arper» представила инновационный дизайн кьюбиклов на своем стенде, а сотрудничество «Bottega Veneta» с мебельным брендом «Cassina» привело к обновленной версии табурета LC14 Tabouret Cabanon, разработанной еще в 1952 году Ле Корбюзье.
Этот предмет мебели идеально сочетает в себе функциональность и стиль, предлагая не только сиденье, но и возможность использовать его в качестве кофейного столика или барной стойки, сочетая элементы прошлого с современными требованиями. Развитие новаторских подходов к организации офисного пространства помогает компаниям адаптироваться к быстро меняющимся реалиям бизнеса и создавать условия, способствующие эффективной работе и креативности сотрудников.
Взаимоотношения между бизнесом и искусством имеют древние корни и глубокие истоки на мировой арене. Энди Уорхол высказал мнение, что в эпоху хиппи многие пренебрегали бизнесом, считая, что деньги - это зло, работа - это зло, но на самом деле зарабатывание денег и труд - это искусство, а успешный бизнес является наилучшим видом искусства.
В последнее время вмешательство искусства в рабочие пространства российских компаний становится все более популярным, что приводит к преобразованию офисов, наполняя их новыми смыслами и идеями. Например, коллаборация лимитированной серии фарфоровых тарелок Saint Laurent с архивом известного архитектора и дизайнера Джо Понти и старейшей итальянской фарфоровой фабрикой Ginori демонстрирует уникальное сочетание различных областей искусства. Аксессуары, такие как винтажная посуда или коллекционные предметы, несут в себе особую эстетику и могут ярче и четче подчеркнуть стиль, статус и индивидуальный бренд руководителей и предпринимателей.
Например, в рамках выставки Salone del Mobile бренд Saint Laurent представил коллекцию фарфоровых тарелок, созданных при сотрудничестве с архивом Джо Понти и фабрикой Ginori. Французский дизайнер Ронан Буроуллек разработал вазы для бренда Mutina, демонстрируя синергию современного искусства и индустрии. Он подчеркивает, что ваза, благодаря своей простоте, может быть самодостаточным объектом искусства. В нее можно поместить простые травы или сухоцветы, и уже это преобразит пространство. Различные бренды предлагают разнообразные дизайнерские решения для ваз, от массивных камней до керамических деталей.
При создании декора в минималистическом стиле особое внимание следует уделить деталям и акцентам, поскольку именно они создают атмосферу и уют в помещении. Аня Саркисьянц подчеркивает важность работы с декоративными элементами в современном интерьере и необходимость гармоничного сочетания функциональности и эстетики.
Таким образом, слияние бизнеса и искусства приводит к уникальным и креативным проектам, которые обогащают среду работы и жизни людей, создавая атмосферу вдохновения и креативности. Коллаборации между брендами, дизайнерами и художниками помогают расширять границы обычных рамок и создавать уникальные продукты, которые не только функциональны, но и являются произведениями искусства, придающими особую эстетику и характер всему пространству.
Одним из важных трендов в области дизайна интерьера является использование винтажных предметов мебели как альтернативы классическим художественным формам, таким как живопись, скульптура, постеры или муралы.
В этом году на выставке Fuorisalone в Милане было представлено совместное творчество двух известных брендов - Vitra и Porsche, которые выпустили стулья в уникальной обивке «Porsche Pepita». Для своей коллекции они выбрали три культовых силуэта: Petit Repos и ID Trim L, созданные итальянским дизайнером Антонио Читтерио, а также Eames Fiberglass Chair от Vitra.
Последняя модель стала настоящей революцией в 1950-е годы, когда обществу потребовалась доступная и комфортная серийная мебель. В 1957 году американские дизайнеры Чарльз и Рэй Имз создали стул с монолитным пластиковым корпусом, который стал одним из важнейших дизайнов XX века, также являясь одним из самых копируемых предметов мебели.
Такие иконические модели мебели прекрасно вписываются в современное офисное пространство, обладая при этом выраженными художественными качествами.
В современном офисном интерьере ценится сочетание различных текстур и материалов. Например, металлические поверхности могут успешно сочетаться с насыщенными цветовыми решениями и мягкими текстильными отделками. Текстуры также играют важную роль в оформлении офисных пространств: благодаря сочетанию металлических деталей, белых тональностей и древесных акцентов, дизайнеры создают элегантные и уютные рабочие окружения, дополняя их декоративным освещением.
Правильное освещение способно сделать металл менее холодным и более уютным. Например, коллекции Zanotta предлагают использовать металлические отделки даже в текстильных элементах, создавая эффектные образцы. Meridiani, с другой стороны, предлагают комбинировать металлические поверхности с белыми тональностями и натуральными деревянными элементами, акцентируя внимание на декоративном освещении.
Ткань букле уже несколько сезонов остается популярным выбором для текстильных отделок, благодаря ее способности создавать уютную атмосферу в помещении.
Таким образом, в офисном дизайне сегодня важно стремиться к сочетанию разнообразных текстур и материалов, создавая комфортное и стильное пространство, которое одновременно является и предметом искусства.
Новые тенденции в оформлении интерьера подчас бывают неожиданными и нестандартными. Например, в этом году итальянский бренд Visionnaire предлагает использовать букли (популярный вид ткани) для отделки стен. Эта необычная идея может быть хорошим решением для компаний, желающих создать в офисе более уютную и менее официальную атмосферу. Эксперты советуют использовать букли для обоев в кабинетах руководителей, чтобы добавить интерьеру изысканности и комфорта.
Биофильный дизайн, основанный на теории биофилии, выдвинутой американским биологом Эдвардом Осборном Уилсоном, становится все более популярным. В условиях все большей урбанизации и отчуждения человека от природы биофильный дизайн старается вернуть ему эту связь. Это проявляется в создании зеленых оазисов как дома, так и в офисе. Важными элементами биофильного дизайна являются не только живые растения, но и панорамные окна, правильное освещение с возможностью регулировки яркости, органические формы мебели, натуральные материалы и природная цветовая гамма.
Примером успешной реализации биофильного дизайна может служить штаб-квартира бренда Loro Piana, которая выполнена в светлых тонах с использованием высоких потолков и элементов природы, таких как трава. Мебель, выполненная из мягкой шерсти перуанской викуньи и кресла-шезлонги, позволяющие человеку принимать удобное положение, создают атмосферу уюта и гармонии. Компания Minotti также активно поддерживает идею биофильного дизайна, предлагая своим клиентам интерьеры, которые напоминают сад с использованием натуральных материалов и пастельных оттенков тканей.
Таким образом, использование элементов биофильного дизайна в интерьере поможет создать уютное и гармоничное пространство, способствующее комфорту и продуктивности как в офисе, так и дома.
Тренд на природность в дизайне интерьеров и предметах быта стал все более актуальным в последнее время. Многие бренды, ранее специализирующиеся на производстве мебели для помещений, начали активно выходить на новый уровень – создание мебели и предметов декора для уличных пространств. Одним из примеров такого внедрения стала коллекция биофильных предметов под названием «PhotoSynthetica» от лондонского дизайн-бюро ecoLogicStudio.
В этой коллекции представлены инновационные решения, включающие в себя настольный биотехнологический очиститель воздуха, табурет из биоматериала и кольцо из биомассы микроводорослей, созданные с использованием 3D-принтера.
Помимо использования биофильных материалов, еще одним важным трендом стало стремление к прозрачности в дизайне. Материалы, такие как стекло и акрил, используются в мебели, перегородках и аксессуарах для создания визуальной глубины и усиления пространственных перспектив. Этот подход способствует формированию легкой и современной эстетики, которая сохраняет связь с окружающей средой и подчеркивает важность человека в дизайне.
Создавая интерьерное пространство, дизайнеры выстраивают его таким образом, чтобы оно поддерживало определенные виды взаимодействия. Например, стол округлой формы из натуральных материалов может подсознательно способствовать поиску решений в процессе переговоров, а диван в центре офиса может стимулировать неформальные общения между коллегами. Наличие искусства на стенах может вдохновлять и мотивировать людей к творческой деятельности. Размещение функциональной зоны с напитками и закусками в офисе может поощрять сотрудников к активному движению и взаимодействиям.
Все эти элементы создают иммерсивную среду, способствующую лояльности сотрудников к рабочему месту и организации. Недавно прошедшая выставка Salone Del Mobile 2024 продемонстрировала гармоничное взаимодействие офисного пространства с постоянными изменениями и потребностями современного человека. Она представила инновационные решения и инструменты, способствующие свободе самовыражения и созданию комфортной рабочей среды.
Такой подход помогает сделать офисное пространство более функциональным, удобным и привлекательным для сотрудников, способствуя повышению производительности и благополучию в коллективе. В целом, тренды в дизайне интерьеров и предметах быта все больше ориентированы на природность, удобство, функциональность и эстетику, создавая гармоничное сочетание между человеком, дизайном и окружающей средой.