Состояние российской экономики на ПМЭФ-2025

Июл 17, 2025 / 09:35

На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2025) одним из основных обсуждаемых вопросов стало текущее состояние российской экономики. Министр экономического развития Максим Решетников заявил о рисках рецессии, ссылаясь на мнение бизнеса и статистические индикаторы.

В то же время, министр финансов Антон Силуанов предложил взглянуть на ситуацию как на похолодание, а Эльвира Набиуллина, глава Центробанка, считает, что экономика выходит из перегрева, вызванного высоким спросом.

Состояние российской экономики на ПМЭФ-2025

Тем не менее, явные признаки замедления экономики становятся всё более заметными. По данным Росстата, в первом квартале 2025 года рост ВВП составил всего 1,4%, в то время как годом ранее он достигал 5,4%. Также наблюдается спад в 15 из 27 ключевых отраслей, включая добычу полезных ископаемых, производство продуктов питания и машиностроение.

Значительный рост зафиксирован лишь в оборонных отраслях: высокие темпы роста наблюдаются в производстве металлических изделий и электроники.

Ожидания по экономическим показателям свидетельствуют о продолжении этого замедления в ближайшие месяцы, что может негативно сказаться на восстановлении и развитии экономики страны.

Согласно анализу Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в мае 2025 года прогнозируется рост ВВП от 1,2% до 1,5%, а в июне — от 1% до 1,4%. В мае зафиксирован рост промышленного производства на 2,6% по сравнению с предыдущим месяцем.

Однако эксперты указывают, что около двух третей от этого роста обусловлено увеличением выпуска в секторах, связанных с оборонной промышленностью (ОПК), а остальная треть связана с цветной металлургией. Если исключить ОПК, индекс промышленного производства составляет лишь 98,3% по сравнению с прошлым годом.

Дмитрий Белоусов из ЦМАКП отметил, что худший месяц был март, когда наблюдалось значительное снижение. Сейчас темпы роста вышли на нулевую отметку или легкий позитив. Ожидается, что за год прирост ВВП составит около 1,3%, что практически соответствует нулю с учетом базового эффекта.

К ключевым проблемам относится утрата прежних стимулов для роста экономики, при отсутствии новых. Некоторые аналитики связывают рост предыдущих лет (3,6% в 2023-м и 4,1% в 2024-м) с бюджетными расходами, которые стимулировали экономику.

По данным Минфина, бюджетный импульс в 2022-2023 годах составил до 10% ВВП, однако сейчас расходы государства сокращаются, что ведет к замедлению экономического роста. Экономист Сергей Хестанов подчеркивает, что дальнейшее увеличение расходов невозможно, так как бюджеты ограничены.

Бюджетный импульс представляет собой механизм, посредством которого государственные деньги, собранные из налогов, перераспределяются в приоритетные для экономики отрасли и компании. Это ведет к неравномерному развитию экономики, поскольку в текущих условиях невозможно собрать больше налогов без риска потери деловой активности — чрезмерная фискальная нагрузка может привести к снижению активности бизнеса.

Альтернативой этому является заимствование. Министерство финансов активно ищет средства на долговом рынке, однако это связано с высокими затратами из-за нынешних ставок.

Прогнозы относительно скромного экономического роста в 2025 году, как указано в проекте бюджета, стали очевидны еще в 2023-м. По мнению экономистов, таких как Сергей Хестанов, в этом нет трагедии, поскольку все заранее предусмотрено. Тем не менее, рост, хоть и не столь впечатляющий, все же происходит.

Анализируя механизмы роста последних лет, Дмитрий Белоусов подчеркивает, что сводить их только к бюджетному импульсу было бы неправильно. Факторы, способствующие экономическому росту, более многообразны. Важную роль сыграли активные инвестиции, углубленные многими секторами, а также рост государственного оборонного заказа, который положительно отразился на металлургической и химической отраслях.

Значительное влияние оказало инфраструктурное строительство: возведение дорог и логистических объектов, восстановление пострадавших территорий. Важным стимулам роста также стала гонка в области зарплат, учитывая высокие выплаты для участников спецоперации, достигающие 200 тыс. руб. в месяц.

Эти факторы в совокупности способствовали нестабильному, но все же положительному росту экономики.

Лидерами в сфере заработных плат стали предприятия оборонно-промышленного комплекса, на которые повлиял дефицит рабочей силы. Однако такая зарплатная гонка, скорее всего, завершается.

Большинство предприятий уже исчерпало ресурсы для дальнейшего повышения заработной платы. По данным Счетной палаты, в начале 2025 года зарплаты сотрудников увеличились на 5,2%, что ниже 10% роста в прошлом году.

Опрос компании Ancor Consulting показывает, что лишь 32% компаний намерены повысить зарплаты в текущем году больше, чем в 2024-м. 15% планируют более скромное увеличение, 9% поднимут зарплаты только тем, кто не получал повышения ранее, а 35% еще не приняли решения об индексации зарплат. 9% работодателей вообще не планируют изменение зарплат.

Кроме того, не стоит надеяться на значительный рост ВВП через традиционные источники доходов, такие как экспорт углеводородов. В июле Минфин сообщил о недополучении 25,82 миллиардов рублей нефтегазовых доходов.

Как отмечает Международное энергетическое агентство (МЭА), доходы российских экспортеров от нефти и нефтепродуктов в мае 2025 года сократились на $480 миллионов, достигнув минимума с 2021 года. Основная причина этого – снижение мировых цен на нефть.

Прогнозы Института ВЭБ предсказывают, что сырьевой рынок в ближайшие три года не принесет значительных улучшений. В частности, ожидается, что средняя цена на нефть марки Brent составит $72 за баррель в этом году, снизится до $68 в 2026 году и немного поднимется до $70 в 2027 году.

Российская нефть Urals продолжает торговаться с дисконтом к Brent, составляющим 10-15 долларов. В ближайшие годы, в частности в 2025-2027 годах, прогнозируется снижение цен на такие товары, как медь, алюминий, железная руда, стальной прокат и уголь по сравнению с 2024 годом. Экономические власти страны сталкиваются с задачей активизации экономического роста. Дмитрий Белоусов утверждает, что для этого необходим ежегодный прирост ВВП в 2,7-3,2%. Важно учесть, что 30-40% населения переживают «предбедность», когда доходы едва покрывают их базовые потребности.

Кроме того, существуют проблемы с обновлением основного капитала, который включает в себя машины и оборудование. Он не должен сводиться лишь к строительству новых объектов или покупкам программного обеспечения. Импортозамещение также остаётся актуальным вопросом: уход западных производителей с рынка легковых автомобилей создал возможность для заполнения освободившейся ниши, однако её заняли китайские производители. Белоусов отмечает, что страна упустила это окно для развития.

Эксперты единодушны в том, что инвестиции должны стать движущей силой экономического роста. Тем не менее, высокая процентная ставка ЦБ затрудняет доступ к финансам и фактически делает инвестиции менее привлекательными, поскольку проще хранить деньги на депозитах под 20% годовых. Александр Широв из ИНП РАН указывает на «исключительно жесткую» денежно-кредитную политику как на основную причину экономических трудностей и тормоза для инвестиций.

Экономические эксперты полагают, что в ближайшее время ДКП начнет смягчаться, что приведет к увеличению доступности кредитных средств и их значимости для инвестиций. На данный момент реальная процентная ставка составляет около 12–13%. Специалисты, такие как Широв, нацеливаются на снижение реальной ставки до 3–5%, что при инфляции 7–8% предполагает ключевую ставку не выше 13%. Это ослабление ДКП должно способствовать росту потребительского и инвестиционного спроса, который уже накопился у населения и бизнеса.

Дмитрий Белоусов добавляет, что вариант стимулирования экономики может заключаться в инвестиционном маневре, который включает госинвестиции и налоговые льготы для компаний, инвестирующих в основные средства. Также важно поддерживать инвестиции в регионах, снижая или не увеличивая арендные платежи для предприятий в обмен на капиталовложения.

Если эти меры будут осуществлены, к концу 2025 года возможно достижение роста ВВП на уровне 1,5% и выше, а в 2026 году — свыше 2,5%. Однако, по словам зампреда ЦБ Алексея Заботкина, в июле планируется снижение ставки только на 1 процентный пункт, а дальнейшие изменения возможны только при условии снижения инфляции до целевого уровня в 4%. Важно будет наблюдать за выборами экономических властей между борьбой с инфляцией и поддержкой роста ВВП.

По материалам: profile.ru