К концу 2023 года российские грузоперевозчики столкнулись с серьезными финансовыми трудностями. Прогнозируется, что в 2025 году многие компании могут обанкротиться, а те, кто останется на плаву, поднимут цены на свои услуги примерно на 20%. Основные причины этой ситуации включают резкий рост ставок лизинга до 26%, увеличение утилизационного сбора на импортный транспорт в полтора раза, а также удорожание топлива и затрат на обслуживание автомобилей.
В результате себестоимость перевозок увеличилась на 10% за год, тогда как тарифы для заказчиков упали на 8,8% из-за снижения спроса.
Согласно Александру Цыпину, специалисту консалтингового агентства, российский транспорт в среднем имеет возраст 20 лет, тогда как его эффективное использование превышает шесть лет. Финансовый директор ПЭК, Роман Ромашевский, отметил, что лизинговые платежи на тягачи выросли - в 2023 году они составляли около 190 тысяч рублей, а в начале 2025 года могут достигнуть 370 тысяч рублей.
Утилизационный сбор на иностранные седельные тягачи уже составляет 2,5 миллиона рублей.
С начала года из-за отсутствия платежей по лизингу изъято 16 тысяч автомобилей, и ожидается, что эта цифра значительно увеличится. Кардинально ухудшающаяся ситуация на рынке также связана с нехваткой квалифицированных кадров.
Как отметила Ассоциация, 90% грузоперевозок в России обеспечивают малые компании с количеством автомобилей менее десяти. Низкая прибыльность приводит к тому, что все больше компаний работают в серой зоне. В ассоциации «АвтоГрузЭкс» предполагают, что около 30% грузовых автоперевозчиков в следующем году могут обанкротиться, и текущий год многие из них заканчивают с убытками.