Сокращение внешнего долга России: факты и последствия

Апр 10, 2024 / 11:34

Согласно опубликованному в апреле годовому отчету Центробанка, внешний долг России по итогам 2023 года сократился на 17,7%, до $316,8 млрд, достигнув минимального уровня с 2007 года, когда он составлял $313,2 млрд. Это действительно значительное достижение, учитывая сложившуюся политическую обстановку и ужесточение санкций со стороны других стран.

Сокращение внешнего долга России: факты и последствия

России удалось почти полностью погасить внешний долг 2022 года, который был на уровне $488 млрд. Это снижение долговой нагрузки на ВВП было достигнуто за счёт уменьшения задолженностей госсектора и других секторов экономики. Однако долг банковского сектора остался практически неизменным, составляя $94,7 млрд.

Эксперты связывают сокращение внешнего государственного долга с несколькими факторами, такими как снижение цен на нефть, увеличение экспорта, сокращение импорта и рост ВВП. Это показывает, что Россия стремительно избавляется от внешней долговой зависимости, начиная с 2014 года.

Снижение внешнего долга способствует устойчивости российской экономики, так как она перестает зависеть от внешних кредиторов. Важно отметить, что при ослаблении рубля относительно доллара, важно быстрее расплатиться с кредиторами, чтобы избежать возможных проблем в будущем. Примером подобной ситуации может служить 1998 год, когда резкое падение рубля при высоком уровне внешнего долга привело к дефолту.

Сегодня финансовый каркас российской экономики является устойчивым, что говорит о серьезной работе, проведенной в области финансовой политики и управления долговой нагрузкой. Это важный шаг в сторону укрепления финансовой безопасности страны и создания условий для устойчивого экономического развития.

Однако необходимо продолжать работу над диверсификацией экономики, улучшением инвестиционного климата и содействием развитию новых отраслей, чтобы обеспечить стабильный рост и процветание в долгосрочной перспективе.

Риск банкротства нашей страны на данный момент практически исключен. Честное выполнение финансовых обязательств перед кредиторами привлекает инвесторов со всего мира, которые продолжают сотрудничать с российскими компаниями, несмотря на санкционные ограничения. В результате акции наших компаний продолжают расти в цене.

Все попытки дискредитировать нашу страну и объявить ее неплатежеспособной по внешним долгам провалились. Хотя некоторые международные финансовые источники все еще доступны рынку с государственной поддержкой, государство и бизнес предпочитают минимизировать риски, избегая внешних займов.

На данный момент у нас достаточно внутренних ресурсов для финансирования экономики, а также имеются средства ФНБ и различных фондов поддержки промышленности и предпринимательства.

Макроэкономическая политика страны после дефолта 1998 года в значительной степени основана на собственных ресурсах и максимальной независимости от внешних займов и международных финансовых инструментов. Этот подход позволяет России вести свою собственную финансовую политику.

По данным Минфина, общий объем государственного долга России к 2023 году увеличился, однако его общая сумма составляет всего лишь 15% от ВВП, что является довольно низким показателем. В то же время соотношение долга стран ОЭСР к мировому ВВП в целом составило около 83% в 2023 году. Россия, в отличие от многих развитых стран, имеет здоровые финансовые показатели и продолжает развиваться, привлекая инвестиции и поддерживая стабильность экономики.

Экономисты по всему миру выражают серьезные опасения относительно растущего глобального долга лидирующих экономических держав. Согласно отчёту Института международных финансов (IIF), доля долга в мировом ВВП увеличилась до удивительных 336%. Более 80% этой суммы относится к развитым странам, при этом наибольший прирост отмечен в США, Японии, Великобритании и Франции.

Государственный долг США один лишь превышает $34 трлн. В прошлом году Penn Wharton Budget Model, независимая организация по прикладным исследованиям, утверждала, что у США есть 20 лет на решение долговой проблемы, после чего ситуацию исправить будет крайне сложно. Но сегодня мировое сообщество встревожено новыми тревожными прогнозами. По данным экономистов Bank of America, Америка увеличивает свой долг на триллион долларов каждые 100 дней.

Пока доллар является основной резервной валютой мировых центральных банков, правительство США способно продолжать занимать средства без проблем. Однако перспективы выплаты процентов в долговых обязательствах в конечном итоге приведут к увеличению дефицита бюджета США, что потребует ещё больших займов. По словам главы ФРС, Джерома Пауэлла, долг США растёт быстрее, чем экономика страны, и это неблагоприятно повлияет на общую ситуацию.

Профессор Уортонской школы экономики Пенсильванского университета Жоао Гомеш не исключает возможности финансового кризиса в США уже в 2025 году. Директор независимого бюджетного управления Конгресса США, Филипп Сваджел в интервью Financial Times предупреждает, что Америка неизбежно столкнётся с рыночным шоком, который приведёт к коллапсу на фондовых рынках и создаст серьёзные угрозы для доллара в качестве ключевой мировой резервной валюты.

Скорость увеличения долговых обязательств продолжает увеличиваться, и это выше в пять раз, чем темпы роста экономики США, которые снижаются. Страхи долгового кризиса в США настораживают весь мир.

Повышение государственного долга США будет иметь шокирующие последствия не только для США, но и для всех стран, в большей степени зависимых от доллара. Доля доллара в мировых резервах составляет около 60%.

Однако, Россия, по мнению академика РАЕН Константина Андрианова, практически не пострадает от глобального дефолта, так как наша зависимость от западных стран значительно уменьшилась за последнее время. Согласно данным Центрального банка России, российский рубль впервые стал основной валютой внешней торговли страны.

Более 40% экспортных платежей и немного менее 40% импортных платежей теперь идут через рубль. Доля доллара в нашем внешнеторговом балансе сократилась до около 10%. Десять лет назад объем торговых операций между Россией и США составлял около $40 млрд в год, но из-за санкций он упал до нескольких миллиардов.

Мы избавились от американских государственных облигаций и разнообразили наши валютные резервы, предпочтительно в пользу китайского юаня и других валют, главным образом из стран, входящих в БРИКС. Большинство наших торговых партнеров, включая страны БРИКС, выступают за отказ от доллара в торговых сделках и переход на национальные валюты.

Теперь Россия способна усиливать заимствования у друзей. По планам Минфина, государственный долг России постепенно увеличится в течение следующих трех лет и достигнет почти 30 триллионов рублей к 2026 году.

Основной акцент по-прежнему делается на привлечении средств от внутренних займов, что составляет 81,6% от общей суммы предполагаемой задолженности. Даже при жесткой кредитно-денежной политике Центробанка до дефолта далеко, как до Луны. В марте федеральный бюджет России был закрыт с рекордным объемом месячных доходов в размере 3,7 трлн рублей и месячным профицитом в 867 млрд рублей. Возросли как расходы (авансирование госконтрактов), так и доходы – как нефтегазовые, так и ненефтегазовые, налоги и сборы. Только за налоговые доначисления за предыдущие годы по итогам проверок собрано сотни миллиардов рублей.

Таким образом, у федерального бюджета достаточно средств на реализацию всех программ, озвученных президентом в послании Федеральному Собранию в начале 2024 года. Министерство финансов недавно провело размещение двух новых выпусков ОФЗ – с погашением в 2027 и 2034 годах. Средневзвешенная доходность по ним составила около 13%. Средства для реализации проектов поступили. Но необходимо помнить, что каждый новый аукцион увеличивает нагрузку на бюджет.

В настоящее время на обслуживание государственного долга бюджет тратит около двух трлн рублей, и через три года эта цифра может увеличиться в полтора раза. Это означает, что на погашение долгов придется тратить десятую часть бюджетной выручки. Однако даже при таких условиях нет причин сомневаться в выполнении обязательств перед заимодавцами. Государство успешно справляется с погашением долгов перед международными кредиторами. Кроме того, предприятия с государственным участием и частный бизнес исправно выполняют свои обязательства, несмотря на санкции и ограничения, связанные с пандемией, последние смогли сократить свой долг на 25,6 млрд долларов за несколько лет.

Министерство финансов часто подвергается критике из-за увеличения доходности федеральных займов сроком на десять лет с 2021 года, что приводит к увеличению выплат по обязательствам государства. Если в 2019 году доля расходов на обслуживание долга к доходам была не очень высокой - менее 4%, то к 2026 году, по оценкам Минфина, при сохранении текущей политики заимствований, эта доля увеличится более чем в 2,7 раза.

Жить в кредит - дорогое удовольствие. Даже увеличение ставки по долгу на один процентный пункт приводит к увеличению расходов на обслуживание долга на сумму примерно 150 миллиардов рублей в год, что создает дополнительную нагрузку на бюджет.

Однако Минфин способен самостоятельно снизить затраты на обслуживание государственного долга, обращаясь к государственным банкам, которые покупают выпуски федеральных займов. С ними можно договориться о приобретении облигаций с целью финансирования стратегически важных для страны проектов.

Существует возможность выпуска облигаций с нулевой процентной ставкой или превращения их в вечные бонды с выплатой значительных процентов. Государство может также приобретать облигации за счет средств Фонда национального благосостояния, сохраняя при этом текущую доходность. Купонные выплаты могут быть направлены в бюджет для создания специального фонда или оставлены в ФНБ для финансирования проектов экономического развития.

Китай, Индия и ряд государств Ближнего Востока готовы оказать финансовую поддержку российской экономике и предложить альтернативные источники капитала для внутренних проектов. От помощи союзных стран также стоит не отказываться.

В любом случае, при планировании портфеля заимствований необходимо максимально задействовать имеющиеся ресурсы и выгоды настоящего времени, чтобы избежать повторения ошибок других государств, на которые мы ориентировались в прошлом.

По материалам: www.stoletie.ru