Рост популярности общественного транспорта в Перми в 2024 году

Сен 11, 2024 / 18:01

В Перми наблюдается интересная тенденция в сфере пассажирских перевозок на общественном транспорте, и благодаря информации, предоставленной администрацией города по запросу Business Class, стало возможным проанализировать изменения в пассажиропотоке, финансовые результаты маршрутов и выявить самые популярные направления. За первые шесть месяцев 2024 года общее количество пассажиров, воспользовавшихся услугами общественного транспорта, составило 118,4 миллиона человек. Это на 3,7 миллиона больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, что свидетельствует о росте интереса к общественным перевозкам.

Рост популярности общественного транспорта в Перми в 2024 году

В числе наиболее востребованных маршрутов выделяется автобус № 14, который соединяет улицы Маяковского и 2-й Запорожской. За период с января по июнь текущего года пассажиры совершили 5,49 миллиона поездок именно по этому маршруту. Это на 9,5 процента больше, чем в тот же период 2022 года, что подтверждает его популярность.

На вторую позицию выдвинулся маршрут № 77, который проходит от улицы Памирской до улицы Мильчакова. Тем не менее, здесь количество пассажиров за год упало на 4,9 процента, и составило 5,42 миллиона поездок. Интересно отметить, что в этом рейтинге маршруты поменялись местами, что подчеркивает динамический характер спроса на отдельные направления.

На третьей строчке по популярности остается маршрут № 27, который связывает Площадь Дружбы и микрорайон Нагорный. Здесь наблюдается рост пассажиропотока, составляющий 3,8 процента, хотя данные показывают, что темпы роста по сравнению с предыдущими годами несколько замедлились. В частности, в 2023 году прирост пассажиропотока на большинстве маршрутов нашего ТОП-10 находился в диапазоне от 12,8 до 32,9 процента, что подчеркивает снижение популярности по сравнению с предыдущими периодами.

Стоит также отметить положительную динамику трамвайного маршрута № 5, который соединяет Станцию Бахаревка и Пермь II. Объем перевозок по данному маршруту практически увеличился в четыре раза по сравнению с предыдущим годом. Однако такое резкое увеличение связано с особенностями работы общественного транспорта в 2023 году - закрытие на реконструкцию трамвайных путей на улице Куйбышева значительно снизило пассажиропоток, так как многие маршруты были временно приостановлены или модифицированы. Таким образом, по мере восстановления работы трамвайных сетей наблюдается обратная реакция, что положительно сказывается на цифрах.

Объективные данные и финансовые результаты говорят о том, что в Перми продолжает оставаться достаточно высокий уровень поездок на общественном транспорте, однако on-off-бусинговые изменения в поведении пассажиров и внутренние факторы могут оказывать значительное влияние на эти цифры. Перемещение в общественном транспорте становится важной частью жизни горожан, и их привычки продолжают меняться в зависимости от различных условий - от качества обслуживания до инфраструктуры в целом.

Понимание того, какие маршруты приносят наибольшую прибыль, а какие, наоборот, демонстрируют убытки, может помочь в будущем скорректировать работу транспортных сетей и повысить уровень обслуживания для наиболее востребованных направлений.

К тому же ожидания и предпочтения пассажиров могут меняться с течением времени, а общие тенденции в пассажиропотоке не всегда отражают индивидуальные потребности пользователей общественного транспорта. Важно продолжать отслеживать ситуацию и гибко реагировать на изменения, чтобы общественный транспорт оставался конкурентоспособным и соответствовал требованиям жителей города.

Учитывая имеющуюся динамику, можно утверждать, что развитие общественного транспорта в Перми сталкивается с как положительными, так и негативными программами, которые требуют более глубокого и комплексного подхода к решению проблем.

Сравнивая данные пассажиропотока за 2024 и 2022 годы, наблюдается увеличение, достигающее 39,2%. Наиболее заметный рост showing маршруты, открытые относительно недавно.

В частности, маршрут № 71, который начал функционировать в середине апреля 2023 года, продемонстрировал двукратное увеличение числа пассажиров. Первоначально этот маршрут был создан как временная мера для компенсации обеспечения пассажирских перевозок во время ремонтных работ трамвайных путей на улице Куйбышева. С сентября 2023 года, когда электротранспорт вновь возобновил свое движение, автобус № 71 стал постоянным маршрутом, соединяющим «Пермь I» и улицу Анвара Гатауллина.

Дополнительно стоит отметить, что в Перми также произошли изменения в инфраструктуре: 28 августа 2024 года был демонтирован мост на улице Карпинского, что даст возможность реализовать новый переход. С учетом этого события, можно предположить, что новые преобразования в городской транспортной системе остаются актуальными.

Также следует упомянуть маршрут № 62, который занял второе место по положительной динамике: он выполняет функцию компенсационного маршрута, поскольку в августе 2022 года в связи с ремонтом трамвайных путей на улице Мира трамваи № 2 и 12 перестали курсировать, и для обеспечения связности был продлен автобусный маршрут до Осенцов. Это транспортное решение стало особенно актуальным после перекрытия улицы Карпинского в мае текущего года: маршрут стал одним из альтернативных способов перемещения из центра города в Индустриальный район, проезжая по выделенной полосе на пересечении Стахановской и Чкалова.

Несмотря на общие позитивные тренды в увеличении пассажиропотока, также отмечаются и негативные тенденции. Так, наименьшую активность наблюдается на трамвайном маршруте № 12, который продемонстрировал резкое снижение пассажиропотока на 56,5%. Оно произошло, в частности, из-за нестабильной работы маршрута из-за ряда перекрытий, возникших в процессе реконструкции улиц Мира и Карпинского. Подобные проблемы привели к тому, что трамвайный маршрут работал «урывками», что отрицательно сказалось на его привлекательности для пассажиров.

Также наблюдается снижение на маршруте № 63, который соединяет «Микрорайон Крохалева» и площадь Дружбы, показатель которого составил 18,1%. Причиной такого падения можно считать частичную дублируемость маршрута с автобусом № 71, что могло привести к снижению его популярности.

Отдельным аспектом, требующим упоминания, является маршрут № 33, который соединяет «Город Сердца» и микрорайон Костарево. Здесь наблюдается снижение спроса на 17,9%, и одним из факторов, способствующих этому, может служить усиление конкуренции со стороны электробусов, которые набирают все большую популярность среди жителей.

Тенденции в области пассажирских перевозок указывают на необходимость адаптации и модернизации существующих маршрутов, чтобы соответствовать запросам пользователей и реагировать на изменения в транспортной среде города. Эти данные подчеркивают актуальность и важность анализа маршрутов в контексте изменения городской инфраструктуры и интересов пассажиров.

До ноября 2023 года единственным способом общественного транспорта для связи с жилым комплексом «Погода» были автобусы № 33. Однако вскоре открылось новое направление под номером 81, которое идет от улицы Сапфирной до станции Перми II, и на этом маршруте работают электробусы.

В результате анализа расходной части на эксплуатацию транспортных средств и доходов от оплаты проезда были выявлены наиболее выгодные маршруты. Из 80 существующих направлений выделили 10 прибыльных.

На первом месте по полученной прибыли оказался автобусный маршрут № 27, который соединяет Площадь Дружбы с микрорайоном Нагорный. Этот маршрут принес в городской бюджет впечатляющую сумму в 12,4 миллиона рублей. Вторую позицию занял маршрут под номером 1, соединяющий Пермь II с микрорайоном Садовый, заработав практически 6 миллионов рублей. Замыкает тройку лидеров еще один маршрут, связывающий эти же точки, номер 68, с прибылью в 4,8 миллиона рублей.

На третьем месте находится маршрут № 37, который проходит от микрорайона Висим до улицы Ушинского, также показав положительный финансовый результат. Учитывая финансовые потоки, следует отметить, что автобусный маршрут № 17, который также проходит через Висим, продемонстрировал прибыль.

Однако далеко не все маршруты показывают положительные результаты. В рейтинге по объему дотаций лидирует маршрут № 20, который соединяет микрорайон Новый Крым с Центральным рынком. Его убыток составил внушительные 55,1 миллиона рублей. Второе место с убытком около 50 миллионов рублей занимает автобус № 77, связывающий улицы Памирскую и Мильчакова.

В тройку самых дотационных также входит маршрут № 32, который соединяет микрорайон Васильевка с Центральным рынком. Четвертой строчкой рейтинга занял маршрут № 53, который курирует движение от Центрального рынка к 10-му микрорайону, с убытком в 40,6 миллиона рублей. Замыкает топ-5 трамвайный маршрут № 11, соединяющий микрорайон Висим с улицей 9 Мая, который также имеет значительный убыток в размере 35,2 миллиона рублей.

В список top-10 дотационных маршрутов также входят несколько трамвайных направлений, которые одновременно демонстрируют высокий рост пассажиропотока (маршруты № 5, 7 и 8). Маршруты, обслуживающие Кировский и Орджоникидзевский районы, имеют большую протяженность поездки. Это обуславливает увеличение затрат на одного пассажира по сравнению с более короткими маршрутами, так как требует большего расхода топлива, рабочего времени водителей и других связанных затрат.

В отличие от них, прибыльные маршруты характеризуются высокой сменяемостью пассажиров и короткой продолжительностью поездок.

К тому же, стоит отметить, что администрация Перми уже ведет расчеты нового тарифа на проезд в общественном транспорте, ожидая его внедрения 10 сентября 2024 года. За первые шесть месяцев 2024 года транспортная отрасль, финансируемая из бюджета города, получила 3,375 миллиарда рублей на оплату работы перевозчиков, при этом доходная часть составила 2,587 миллиарда рублей.

Таким образом, дотации из бюджета за указанный полугодовой период составили 788,3 миллиона рублей. Это означает, что соотношение финансирования общественного транспорта основывается на 80% собственных доходов и 20% государственных дотаций. Данное распределение считается оптимальным и было достигнуто по итогам 2023 года.

По материалам: www.business-class.su