Несмотря на санкции со стороны Запада, в 2024 году Россия продолжала увеличивать свои доходы.
Согласно данным Минфина, нефтегазовые доходы федерального бюджета за 11 месяцев выросли на 25,7%, достигнув 10,341 трлн рублей, тогда как ненефтегазовые доходы увеличились на 25,8%, составив 22,309 трлн рублей.
Минфин связывает рост нефтегазовых доходов с увеличением цен на российскую нефть, что превысило запланированные прогнозы бюджета, став приятной неожиданностью.
Основным источником этих доходов является налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), на который приходится 70–80% поступлений. Также важную роль играют экспортные пошлины и налог на дополнительный доход (НДД).
В первом полугодии 2024 года наблюдался особенно заметный рост доходов благодаря высоким ценам на нефть, что произошло, в том числе, из-за геополитической ситуации на Ближнем Востоке.
Сравнительная база с 2023 годом была низкой, поскольку в начале прошлого года начали действовать основные санкции против экспорта нефти и нефтепродуктов.
Временные трудности с переориентацией поставок создали низкий уровень доходов в начале 2023 года.
Однако к концу года цены на нефть начали снижаться, что стало причиной падения нефтегазовых доходов и их отставания от предыдущих показателей.
В октябре 2023 года Россия столкнулась с отставанием в почти 26% от ожидаемых нефтегазовых доходов.
Ольга Беленькая подчеркивает, что на нефтяные цены в меньшей степени влияют геополитические риски, а гораздо больше - прогнозы сокращения спроса со стороны Китая и рост предложения от стран, не входящих в ОПЕК+.
Не стоит забывать и о стимулирующих мерах Трампа по увеличению добычи в США, что дополнительно влияет на рынок.
В то же время соглашения ОПЕК+ продолжают ограничивать объемы добычи и экспорта российской нефти.
Одним из факторов, способствующих росту нефтяных доходов, стало снижение дисконтирования на российские экспортные сорта нефти.
Если в начале года дисконт для нефти Urals по сравнению с Brent составлял около 15,5%, то к 2024 году он снизился до 5-6%.
В декабре 2023 года цена на Brent составила около 78,5 долларов за баррель, что на 9% превышает уровень декабря прошлого года, когда цена была 72 доллара.
В то же время, нефть Urals в это время стоила в среднем 65 долларов за баррель, а сейчас цена колеблется в пределах 66-68 долларов.
Это говорит о том, что хотя мировые цены на Brent и снизились, российская нефть подорожала по сравнению с прошлым декабрем, что также положительно сказывается на бюджетных поступлениях.
Для российского бюджета оптимальный уровень цен на Brent находится в пределах 70-75 долларов за баррель, а критическим считается уровень в 50 долларов.
Таким образом, нефть Urals не должна опускаться ниже 60 долларов за баррель, что, судя по всему, соблюдается в течение всего 2024 года.
Россия активно управляет своими нефтегазовыми доходами, сохраняя финансовую стабильность в условиях колебаний цен на нефть. В 2024 году, согласно данным Минфина, суммарные дополнительные нефтегазовые доходы составили 1,24 трлн рублей за 11 месяцев, которые должны быть зачислены в Фонд национального благосостояния (ФНБ).
Однако закон о бюджете на 2024 год позволяет использовать 1,3 трлн рублей из ФНБ для финансирования дефицита, что делает текущий год последним в переходном периоде. Это может привести к нейтральному результату для ФНБ.
Важным аспектом остаются ненефтегазовые доходы, которые зависят от темпов роста экономики и уровня инфляции. В 2024 году экономика России покажет рост почти на 4%, а инфляция превысит 9%. Поступления НДС также увеличились на 16,6% благодаря восстановлению внутреннего спроса и деловой активности.
Без влияния западных санкций доходы государства могли бы быть значительно выше, так как раньше дисконт «Urals» к «Brent» составлял всего 1-2 доллара за баррель, а курс рубля был более стабильным без ограничений на валютные операции.
Несмотря на эти вызовы, в 2025 году ожидается рост бюджетных доходов благодаря налоговой реформе и введению прогрессивной шкалы налогообложения. Минфин прогнозирует увеличение дополнительных доходов от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в следующем году на 2,6 трлн рублей, что уже отражается на статистике: за 10 месяцев 2024 года поступления от НДФЛ увеличились на 27%, достигнув 6,1 трлн рублей.