Роль Минэкономразвития России в экономической политике страны

Янв 19, 2025 / 12:23

Министерство экономического развития России (Минэкономразвития) является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за формирование и реализацию экономической политики страны.

Оно возникло на основе Госплана РСФСР и с тех пор несколько раз меняло свое название. С 2000 по 2008 годы ведомство именовалось «Министерством экономического развития и торговли», после чего функции регулирования торговли были переданы «Министерству промышленности и торговли».

Роль Минэкономразвития России в экономической политике страны

С 2019 года центральный офис располагается в «IQ-квартале» в Москва-Сити, а с 2020 года организацию возглавляет Максим Решетников.

В числе предыдущих министров – Герман Греф и Эльвира Набиуллина, которые сыграли значительные роли в развитии ведомства.

Минэкономразвития активно прогнозирует экономические тренды, изучает статистические данные и поддерживает бизнес, обеспечивая соблюдение законодательства.

Одной из главных задач является содействие экономическому развитию регионов страны.

Подведомственные учреждения, такие как Роспатент и Росстат, способствуют выполнению задач министерства.

Эксперты ведомства анализируют социально-экономические тенденции как в России, так и за рубежом, на основании чего формируют прогнозы по ВВП, инфляции, валютным курсам и другим ключевым показателям.

Так, министерство играет важную роль в формировании стабильного экономического будущего страны, что включает в себя развитие бизнеса и региональную экономику.

С 2008 года при содействии Минэкономразвития было создано более 90 промышленных и технологических парков, из которых 62 введены в действие в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». В 2024 году, по данным этого проекта, каждый десятый предприниматель воспользовался мерами государственной поддержки.

Минэкономразвития также активно занимается реформированием экономического законодательства, разрабатывая новые нормативно-правовые акты. Важным направлением деятельности ведомства является мониторинг развития российских регионов, что включает разработку программ и оказание помощи регионам, нуждающимся в поддержке.

Кроме того, ведомство участвует в международных экономических проектах и соглашениях, стремясь укрепить экономические связи. Приоритетной задачей Минэкономразвития является структурная трансформация российской экономики через поддержку частного предпринимательства, привлечение частных инвестиций и повышение технологического суверенитета.

Основное внимание уделяется стратегическому планированию, в рамках которого разрабатываются стратегии различного профиля. Например, стратегия пространственного развития направлена на уменьшение дисбаланса в экономическом благополучии регионов, стратегия экономической безопасности направлена на предотвращение кризисов в различных секторах, а стратегия низкоуглеродного развития сосредотачивается на снижении выбросов парниковых газов.

Стратегия социально-экономического развития России является ключевым документом, который обновляется каждые шесть лет. С 2008 года действовала Концепция, разработанная Минэкономразвития, охватывающая период до 2020 года.

Главное исследование в данной области — это среднесрочный прогноз, который анализирует показатели ВВП, инфляции, сальдо торгового баланса, курсы валют и другие аспекты экономики. Согласно прогнозу на 2025–2027 годы, ожидается рост ВВП России на уровне 2,5–2,8% в год, а в 2026 году инфляция может достичь 4% — целевого показателя Центробанка.

Министерство также формирует долгосрочные и отраслевые прогнозы, которые станут основой для решения вопросов о бюджете и будущих целях. Основная задача Минэкономразвития заключается в обеспечении устойчивого развития территорий. Для этого создаются особые экономические зоны, предлагающие бизнесу стимулирующие условия, такие как налоговые льготы и льготная аренда.

Это позволяет привлекать инвестиции в различные регионы и приоритетные отрасли экономики. Кроме того, разрабатываются специальные стратегии для геостратегических территорий, к которым относятся эксклавы, такие как «Калининградская область», и регионы с низким уровнем развития, например, «Карелия», где возможность улучшения экономической ситуации остается актуальной.

Основным документом, регулирующим работу Минэка, является Стратегия пространственного развития, цель которой заключается в сокращении межрегиональных разрывов в уровне жизни россиян.

Особенное внимание уделяется территориям с низким уровнем социально-экономического развития. Утвержденная в январе 2025 года и действующая до 2030 года, стратегия включает новшество — создание единого перечня опорных населенных пунктов.

Предыдущая версия стратегии была принята в феврале 2019 года.

Департамент многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов отвечает за развитие торгово-экономических отношений России с другими странами, особенно с Японией и государствами Юго-Восточной Азии, с целью продвижения национальных интересов на международных площадках, таких как G20, ШОС, БРИКС, АСЕАН и АТЭС.

Он также координирует работу межправительственных комиссий с Вьетнамом, Индонезией, Малайзией, Таиландом и другими государствами.

Департамент евразийской интеграции отвечает за экономическое сотрудничество с бывшими республиками СССР и развитие отношений в рамках ЕАЭС.

С другой стороны, департамент развития и регулирования внешнеэкономической деятельности формирует политику и регулирует внешнеэкономические вопросы (за исключением торговли), а также устраняет барьеры для российского экспорта на международных рынках.

Департамент развития двустороннего сотрудничества фокусируется на индивидуальных отношениях с государствами Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, а также на обеспечении работы межправительственных комиссий.

Сотрудники Минэкономразвития России участвуют в переговорах с зарубежными коллегами, нацеливаясь на улучшение отношений, заключение торговых соглашений и привлечение иностранных инвестиций.

Министерство формирует экономическую политику, включая изменения в законодательстве по предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономической политике.

Важным аспектом работы министерства является реформа государственного контроля, направленная на упрощение регуляторных процедур и устранение устаревших норм, известная как «регуляторная гильотина».

Также в декабре 2024 года правительство поручило разработать законопроект о платформенной экономике, признавая влияние цифровых платформ на экономику.

Кроме масштабных реформ, Минэкономразвития выполняет рутинные задачи: поддерживает актуальность законов, взаимодействует с другими ведомствами, проверяет данные в регуляторных базах и следит за соблюдением законодательства.

Министерство активно мониторит мировые тенденции и анализирует макроэкономические показатели, такие как ВВП, инфляция и безработица, что позволяет корректировать экономические прогнозы и стратегии.

Таким образом, аналитическая работа охватывает многие подразделения ведомства, что обеспечивает комплексный подход к экономическому регулированию.

Для анализа глобальных экономических тенденций в Минэкономразвития функционирует специальный аналитический департамент, который исследует социально-экономические процессы, торговлю, санкции и состояние финансовых и товарно-сырьевых рынков.

Одним из ключевых инструментов этого анализа является дефлятор — индекс, позволяющий корректировать размер налогов и сборов с учетом инфляции. Он обеспечивает более точное осмысление экономических показателей в реальных условиях.

Благодаря применению коэффициентов-дефляторов, законодательно фиксированные суммы налогов могут быть изменены без регулярного пересмотра Налогового кодекса. Это упрощает процесс учета инфляции, поскольку вместо существования множества обновленных ставок, фиксированные значения корректируются путем умножения на годовой коэффициент.

Минэкономразвития ежегодно утверждает дефляторы для различных налогов, включая «торговый сбор» и «налог на дополнительный доход от добычи углеводородов».

Например, для «налога на доходы физических лиц» (НДФЛ) фиксированный авансовый платеж составляет 1200 рублей, который множится на региональный коэффициент и соответствующий дефлятор; в 2025 году он ожидается на уровне 2,594.

Подобные дефляторы также используются для расчета предельного дохода, позволяющего компаниям применять упрощенную систему налогообложения (УСН). Это позволяет эффективно управлять налоговыми ставками и поддерживать финансовую стабильность в условиях экономических изменений.

Льготные условия для налогоплательщиков, основанные на базе в 200 млн руб., будут действовать до тех пор, пока доходы не превысят указанную сумму, умноженную на дефлятор.

В 2025 году дефлятор для упрощенной системы налогообложения (УСН) ожидается на уровне 1.

Важными задачами министерств являются прогнозирование экономического развития, управление бюджетом, госдолгом и налоговой политикой.

Минэкономразвития ориентировано на стимулирование экономического роста, тогда как Минфин сосредоточен на обеспечении финансовой стабильности.

Это различие приводит к расхождениям в оценках бюджета и прогнозах по инфляции.

Период совместного существования этих функций в одном ведомстве наблюдался на рубеже 1991–1992 годов, когда было создано Министерство экономики и финансов РСФСР под руководством Егора Гайдара.

Обсуждения о возможном объединении этих министерств всплывали, в частности, в 2015 году, но безрезультатно, и органы продолжают функционировать отдельно.

По материалам: www.rbc.ru