Правительство РФ 3 июля внесло в Госдуму законопроект № 959244-8, касающийся регулирования платформенной экономики в стране. Основная цель данной инициативы — создание безопасной цифровой среды на платформах и установление правовых оснований для их развития и функционирования.
В пояснительной записке указано, что законопроект вводит важные понятия, такие как «платформенная экономика», определяемая как совокупность имущественных отношений между неограниченным числом участников через цифровые платформы. Эти платформы могут использоваться для ведения предпринимательской деятельности или для иных целей, не связанных с ней.

Законопроект также определяет «цифровую платформу» как информационную систему, доступную через интернет, включая сайты и программное обеспечение для компьютеров. Эти платформы должны обеспечивать технические и организационные возможности для взаимодействия пользователей, включая обмен информацией, продажу товаров и предоставление услуг.
Также в документе подчеркивается, что доступ к цифровым платформам должен гарантироваться на основании принципов равенства и недопустимости дискриминации, в соответствии с российским законодательством. Таким образом, законопроект ставит перед собой задачу упорядочить и улучшить условия для развития платформенной экономики в России, обеспечив надежность и безопасность пользователей.
Цифровые платформы, которые позволяют оператору, партнерам и пользователям взаимодействовать для заключения гражданско-правовых договоров, а также обеспечивают размещение заказов, карточек товаров и осуществление сделок, становятся важным инструментом в современной экономике.
Эти посреднические цифровые платформы (ПЦП) должны быть зарегистрированы в специальном реестре, управляемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации.
Для повышения формальной ясности предлагается, что реестр ПЦП будет вестись под контролем такого органа. Взаимодействие между оператором и партнерами осуществляется на основании договора, который можно оформить только после проверки сведений о новом партнере через соответствующие государственные реестры или с использованием системы идентификации. Такой договор может быть подписан в электронной форме через платформу.
Законопроект также вводит требования к размещению карточек товаров партнерами на ПЦП. Оператор обязан предоставить партнерам возможность размещать информацию о них, их товарах и услугах, что включает данные о необходимых лицензиях и разрешениях для осуществления деятельности, а также соответствие требованиям по маркировке. Эти меры направлены на упрощение взаимодействия между участниками рынка и соблюдение законодательства.
Оператор платформы обязан указывать в карточке товара информацию о его маркировке, если это требует закон.
Ключевой обязанностью оператора является упоминание, что он не является продавцом товара, исполнителем работ или услуг, и не заключает договоры купли-продажи или подряда, за исключением случаев, когда товары продаются от его имени.
Законопроект запрещает размещение на платформе карточек товаров, которые изъяты из оборота, не зарегистрированы или не внесены в Государственный каталог пестицидов и других разрешённых для использования на территории РФ препаратов и изделий, которые должны пройти регистрацию по законодательству.
Также установлена процедура изменения договора между оператором и партнёром: в случае одностороннего изменения оператор должен уведомить партнёра за 15 дней до вступления изменений в силу.
Оператор может осуществлять блокировку доступа к личному кабинету или прекращать размещение карточки товара, если это предусмотрено в договоре или при нарушении законодательства партнёром, а также в случае неправомерного доступа к кабинету.
Внедрение обязательной процедуры досудебного обжалования действий оператора платформенной цифровой экономики (ПЦП) стало важной частью законодательных инициатив. Это касается мер ответственности, таких как блокировка аккаунтов, снижение рейтинга партнеров и ухудшение позиций товара в поисковой выдаче.
Законопроект вводит новые правила взаимодействия между операторами и партнерами-исполнителями, устанавливая требования к логистической инфраструктуре и регламентируя взаимодействие с пунктами выдачи заказов.
Для обеспечения государственных контрольных функций предполагается обязательный информационный обмен между операторами ПЦП и налоговыми органами, а также контроль за соблюдением законодательства в сфере платформенной экономики в России.
В дополнение к этому, правительство представило в Госдуму проект закона (959248-8), направленный на внесение изменений в законодательные акты, касающиеся платформенной экономики. Этот законопроект разрабатывался с целью установления норм для размещения предложений о продаже товаров, а также определяет обязанности и ответственность владельцев агрегаторов.
В тот же день в Госдуму был внесен еще один законопроект (959258-8), касающийся поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). В нем предусмотрена ответственность операторов ПЦП за несоблюдение новых требований, разъясненных в законе о платформенной экономике, а также ответственность для субъектов торговли за нарушения, связанные с размещением предложений о продаже товаров, согласно статье 11.1 закона № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.
Эти меры направлены на упорядочение и регулирование платформенной экономики в России, защищая права потребителей и обеспечивая соблюдение законодательства.