К 2027 году в Прикамье запланировано создание полноценной инфраструктуры для развития беспилотных авиасистем, что поставит перед регионом ряд важных задач. Одной из них является налаживание серийного производства беспилотников, что потребует разработки новой элементной базы и подготовки кадров.
Темпы развития беспилотных технологий опережают федеральное законодательство, что затрудняет коммерческое использование дронов из-за необходимости оформления большого количества документов. Большинство гражданских операторов беспилотных систем, прошедших обучение, на данный момент не могут начать работать по своей специальности.

В июне прошлого года правительство России приняло программу развития беспилотной авиации до 2030 года, а в начале текущего года был запущен национальный проект по данной тематике. Эти стратегические документы должны определить будущий облик беспилотной авиации. Планируется структурное развитие по нескольким направлениям, включая производство беспилотных авиасистем и компонентов, обучение специалистов для отрасли, внедрение необходимого программного обеспечения, включая системы безопасности полетов, и совершенствование нормативно-правовой базы.
Сегодня объем российского рынка беспилотных авиасистем оценивается в 50 млрд рублей, при этом 75% выручки генерируется за счет оказания услуг различного типа, а только 25% - от продаж технологий и самолетов. До недавнего времени наиболее востребованные услуги беспилотников включали мониторинг нефтегазопроводов и электросетей (40%), химические работы в сельском хозяйстве (20%) и проведение зрелищных мероприятий (12%).
В соответствии с данными Росавиации, в прошлом году в России было проведено 103 тыс. зарегистрированных полетов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Согласно информации цифровой платформы организации беспилотного воздушного движения «Небосвод», на Прикамье, доля полетов БПЛА составляет от 6 до 10% от общего числа в стране, в зависимости от времени года.
Основную часть российского беспилотного флота составляют квадрокоптеры иностранного производства с массой до 3 кг. Перспективы рынка беспилотной авиации оцениваются властями очень оптимистично: к 2030 году количество воздушных судов может достигнуть 180 тыс., а оборот этой отрасли в денежном выражении может составить почти 200 млрд рублей.
Одной из целей является обеспечение 75% потребностей в БПЛА за счет отечественных производителей. Ссылаясь на федеральные документы, регионы также разрабатывают собственные программы. По информации администрации губернатора края, на Прикамье создана специальная рабочая группа, в которую входят представители власти, бизнеса, образования и науки.
Эта группа занимается разработкой региональной стратегии развития беспилотной авиации. Кроме того, краевые власти планируют создать научно-производственный комплекс по развитию беспилотных систем, в который войдут компании региона, имеющие опыт в пилотируемой авиации.
По мнению собеседников издания «Ъ—Экономика региона», комплекс будет заниматься созданием прототипов и двигателей для беспилотных систем, а также планируется запуск производства воздушных аппаратов и их комплектующих.
В рамках развития беспилотной авиации на Прикамье также предполагается создание специальной площадки для обучения и испытательных полетов беспилотных летательных аппаратов.
В регионе активно планируется развитие инфраструктуры для беспилотных авиационных систем к 2027 году, как сообщают эксперты в области авиации. Важно отметить, что основное внимание уделяется не только производству беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), но и подготовке квалифицированных кадров, а также созданию условий для коммерческого использования данных технологий.
Крупные компании, такие как АО «ОДК-СТАР» и ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания», запускают серийное производство оборудования для беспилотных систем. Например, в прошлом году Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) объявила о планах построить специальные стенды на территории межвузовского кампуса для проведения испытаний агрегатов БПЛА на воздействие внешних факторов и нагрузок.
Кроме того, компания «ОДК-СТАР» специализируется на производстве систем автоматического управления двигателями, в то время как ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» занимается производством датчиков различного назначения. Эксперты предполагают, что эти работы ведутся в рамках интересов Министерства обороны.
В 2023 году представители компании «Транспорт будущего» заявили о возможном запуске серийного производства беспилотных воздушных судов в Перми. Они уже развивают опытное мелкосерийное производство БПЛА в Белгороде и запустили первую очередь завода по производству дронов в Самаре в прошлом году.
По планам компании, в 2024 году на самарской площадке должны быть произведены 1,5 тысячи агродронов и других беспилотных воздушных аппаратов. Руководитель отдела по связям с общественностью компании Елена Евланова уточнила, что пока не принято никаких окончательных решений о запуске производства в Перми. Она отметила, что в настоящее время акцент сделан на развитие других производственных площадок, включая завод в Самаре, который запускается поэтапно.
Таким образом, развитие инфраструктуры для беспилотных систем в регионе находится на активной стадии, и в ближайшие годы можно ожидать роста производства и использования авиационных технологий без участия пилотов.
По данным источника, компания «Транспорт будущего» активно сотрудничает с научными организациями в Перми по теме композитных материалов для производства беспилотных авиационных систем (БАС). Кроме того, компания рассматривает возможность создания совместных образовательных программ с пермскими партнерами.
В эксклюзивном интервью для журнала «Ъ— Экономика региона» представитель авиационной отрасли выразил мнение о том, что в настоящее время основной спрос будет на беспилотные системы для Минобороны и других военных структур. Он подчеркнул необходимость импортозамещения в промышленности, особенно в производстве двигателей, аккумуляторов и электронных компонентов для БАС.
По мнению экспертов из ассоциации «Аэронекст», авиационная отрасль страдает от серьезной зависимости от зарубежных поставок, включая электронику. В частности, речь идет о микросхемах, сенсорах, оптических устройствах и других важных элементах. Отмечается, что предприятия, занимающиеся производством беспилотных систем, также нуждаются в импортных подшипниках, которые пока не выпускаются в России.
Однако пермские университеты активно работают над разработками в области беспилотных систем. Например, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ) сообщил о создании нового стартера-генератора для электродвигателей дронов, который повышает их эффективность.
Университет также обнародовал информацию о работе над новыми винтами для дронов с повышенными антиобледенительными свойствами и о разработке технологии уменьшения радиолокационной заметности беспилотных аппаратов.
С 1 сентября Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ) запускает военно-учебный центр, цель которого – подготовить операторов беспилотных летательных аппаратов для военного резерва.
ПГНИУ и Центр компетенций «Фотоника» ведут работы по повышению надежности навигационных систем БПЛА и создали систему для самодиагностики их состояния.
Даже лингвисты из классического университета отчитались о своей работе в области беспилотной авиации – они разрабатывают унифицированный терминологический словарь для этой отрасли и планируют его перевести на три языка.
Кроме того, ПГНИУ заключил договор о сотрудничестве в сфере развития беспилотной авиации с компанией UAVProf. Среди сфер сотрудничества – подготовка операторов БПЛА и разработка алгоритмов управления крупными группами дронов, включая применение искусственного интеллекта.
Заместитель генерального директора научно-исследовательского центра «Аэроскрипт» Андрей Яблоков отмечает, что внедрение новых авиационных технологий занимает примерно 20 лет.
«Сейчас в мире наблюдается тенденция к «цифровым полетам», при которых полеты беспилотных летательных аппаратов осуществляются с использованием цифровых сервисов и автоматизированного обмена информацией с цифровой платформой,» – говорит г-н Яблоков. – «Я думаю, что в будущем произойдет перераспределение ответственности между диспетчером, цифровой платформой, внешними пилотами и автопилотом беспилотного летательного аппарата».
Один из текущих трендов, согласно высказыванию Андрея Яблокова, заключается в увеличении автономности беспилотных систем в авиации, что обещает сделать использование беспилотников экономически более эффективным.
В настоящее время автономные полеты разрешены лишь в специальных зонах экспериментальных правовых режимов, таких как в Самарской области и ряде регионов Севера. Хотя Андрей Яблоков сомневается в том, что управление беспилотными системами когда-либо будет полностью передано искусственному интеллекту.
Проблема подготовки кадров для отрасли беспилотной авиации, включая операторов беспилотных систем, стоит перед каждым регионом как одна из ключевых. В Перми как частные компании, так и образовательные учреждения принимают активное участие в подготовке специалистов по управлению беспилотными воздушными судами.
Например, детский технопарк «Кванториум Фотоника» объявил о начале набора на коммерческий курс «Оператор БПЛА», предназначенный для взрослых и рассчитанный на 36 часов обучения. По завершении курса успешные студенты получат сертификат «Оператор БПЛА» за стоимость в 18 тыс. рублей.
С начала текущего года в Пермском авиационном техникуме имени Швецова началась подготовка специалистов по эксплуатации беспилотных авиационных систем. Согласно директору учебного заведения Александру Дическулу, на специальность подали заявку шесть человек на одно место, а с 1 сентября в техникуме обучается уже 25 студентов.
По словам господина Дическула, их цель — подготовить специалистов общего профиля, способных не только управлять различными типами беспилотных авиационных систем, но и программировать, обслуживать, иметь знания в области авиационной метеорологии и аэродинамики.
По информации, полученной от источника, учебное заведение в настоящее время приобретает необходимое оборудование, включая беспилотные летательные аппараты и симуляторы. Студентам отводится три года и десять месяцев на изучение различных общеобразовательных, технических и специальных предметов.
В средних специальных учебных заведениях срок обучения коммерческих пилотов гражданской авиации сокращен на один год. Из-за особенностей авиационного законодательства России значительная часть дрон-операторов сегодня скорее всего не сможет осуществлять полеты в качестве профессии. Представители ассоциации 'Аэронекст' отмечают, что власти предпринимают попытки адаптировать законодательство к текущей ситуации, однако считают, что это недостаточно.
До недавнего времени федеральные авиационные правила вообще не содержали требований к внешним пилотам беспилотников, глава о правилах в ФАП №147 была добавлена только в феврале текущего года. Тем не менее представители ассоциации считают, что обновленный документ не учитывает специфику работы операторов беспилотных аппаратов и просто копирует требования к пилотам бортового состава пассажирской авиации.
Например, внешний пилот должен иметь сертификат, который указывает, на каких беспилотных аппаратах он имеет право управлять, но многие беспилотные летающие средства не могут быть классифицированы из-за их разнообразия, сообщили в пресс-службе ассоциации. Эксперты 'Аэронекста' также отмечают, что Росавиация до сих пор не разработала стандартной программы обучения внешних пилотов беспилотных летательных аппаратов и инструкторов, обучающих их. Также не установлены требования к удостоверениям инструктора и внешнего пилота, что делает невозможным выдачу соответствующих документов Росавиацией для осуществления профессиональной деятельности, подчеркивают в ассоциации.
Контрольные органы предъявляют серьезные требования к эксплуатантам беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), включая тех, кто выполняет авиационные работы, такие как фото- и видеосъемка с дронов. По словам генерального директора авиакомпании „Геликс“ Вадима Балдина, для осуществления полетов на беспилотнике компания или физическое лицо должны получить сертификат эксплуатанта на выполнение конкретных видов авиационных работ. Для БПЛА массой более 30 кг также требуется сертификат летной годности.
Эксперт отмечает, что авиакомпания, желающая получить сертификат эксплуатанта для беспилотника, должна иметь специалистов, обученных и допущенных к полетам на конкретном типе аппарата. Одобренные программы обучения и руководства по производству полетов должны быть разработаны учебными центрами с лицензией от Росавиации. Коммерческие полеты могут выполнять только пилоты, прошедшие обучение в таких учебных центрах.
Все процедуры, правила и требования должны быть соблюдены для обеспечения безопасной деятельности в авиации. Соблюдение всех норм и правил открывает путь к профессиональной авиации. Это позволяет обеспечить безопасность полетов и работать в соответствии с нормативами и стандартами, что является приоритетом на сегодняшний день.