В 2023 году количество оставшихся без движения поездов значительно увеличилось, причиной чего являются проблемы с ремонтом локомотивов. Согласно информации от ОАО РЖД по форме 9г-8, опубликованной в издании 'Коммерсантъ', одной из основных причин стала проблема №22, описанная как 'отсутствие или задержка локомотива перевозчика из-за недостаточной готовности парка локомотивов к выполнению плана перевозок по видам движения'. Использование этой причины увеличилось в 2,4 раза, достигнув 42,6 тысячи случаев.
В РЖД подчеркнули, что выполнение плана перевозок напрямую зависит от технической готовности локомотивов. Этот показатель определяется долей времени, в течение которого локомотивы могут оставаться в рабочем состоянии. Однако в связи с обстоятельствами, не зависящими от компании, эта доля ниже заявленных показателей, что ухудшает ситуацию.
Алексей Шило, замгендиректора ОАО РЖД, ранее отмечал, что сервисные компании на Восточном полигоне (Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали) столкнулись с системными проблемами в обслуживании локомотивов. Они испытывают недостаток деталей для ремонта и квалифицированного персонала, причем оба эти фактора связаны с объективными обстоятельствами.
Сергей Белов, главный редактор агентства Rollingstock Agency, подчеркнул, что эти трудности накапливались десятилетиями и связаны с износом оборудования в ремонтных цехах, которое не обновлялось, а также с недоступностью деталей. Значительную часть парка составляют магистральные тепловозы платформы ТЭ116/ТЭ116У, произведенные в Луганске, часть компонентов которых поставляется из Украины.
Современные серии локомотивов имеют значительную долю иностранного оборудования, чьи поставки затруднены. Разработка и замена этого оборудования требуют времени и квалифицированных специалистов, которых сейчас не хватает.
По мнению президента Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павла Иванкина, улучшение ситуации в ближайшее время маловероятно. РЖД уже использовали все возможные способы влияния на поставщиков, но те не могут ускорить процесс проведения ремонтов.
Минтранс ранее признал, что не удается воспользоваться увеличением провозной способности Восточного полигона. В 2022 году номинальная провозная способность БАМа и Транссиба составляла 158 миллионов тонн, однако было перевезено только 148,8 миллиона тонн. В прошлом году при увеличении до 173 миллионов тонн фактические перевозки составили всего 150,5 миллиона тонн.
На фоне этого стало известно, что в 2024 году квоты на экспорт угля на Дальний Восток через Восточный полигон будут сокращены с 111 до 100 миллионов тонн.