Ежегодно при работе над бюджетной темой приходится вносить примерно одинаковые записи. Первые выводы о финансовом состоянии государственной казны становится возможным делать только через пять месяцев после начала текущего года.
И вот недавно Министерство финансов опубликовало предварительную информацию об исполнении бюджета за период с января по май. Доходы выросли на 45,5% и достигли отметки в 14,289 трлн рублей. Доходы от нефтегазового сектора увеличились на 73,5%, достигнув 4,951 трлн рублей.
Этот рост можно объяснить как увеличением стоимости нефти Urals, так и прошлогодней девальвацией рубля (в начале 2023 года рубль был крепче). Однако особое внимание следует уделить ненефтегазовым доходам, которые формируются в основном за счет налогов и сборов. Их прирост составил 34,1%, достигнув 9,338 трлн рублей.
Это является ярким индикатором реального роста экономики с хорошими темпами. Кроме того, Федеральная налоговая служба справляется со своими задачами, используя цифровые технологии, которые продолжают проводить серую экономику в белую.
Сегодня появилась информация о том, что 9,6 млн граждан продолжают получать зарплату в конвертах. Это говорит о том, что у налоговой базы все еще есть потенциал для увеличения.
Я считаю, что введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц не приведет к уходу граждан от налогов. Современные технологии ФНС эффективно борются с этим явлением. Как объяснил мне один компетентный специалист, работающий в этой области, через 2-3 года скрыть свои доходы станет практически невозможно.
Однако давайте вернемся к бюджету. Расходы за первые пять месяцев составили 15,272 трлн рублей (+18,9%). Хотя темпы роста расходов высокие, но все же показатели прироста расходов больше, чем доходов.
Одним из ключевых аспектов является внесение изменений в закон о бюджете. Учитывая положительный рост экономики, предполагается увеличение ненефтегазовых доходов на 516 млрд рублей (до 24,077 трлн), в то время как доходы от нефтегазовых источников ожидается снижение на 519 млрд. Это обеспечит баланс между доходами и расходами.
Однако расходная часть бюджета также возрастет на 522 млрд рублей, достигнув отметки в 37,183 трлн рублей. Необходимо отметить, что в настоящее время сложно предсказать ситуацию к концу года. Хотя определенные прогнозы необходимы, выбранный сценарий для нефтегазового сектора кажется слишком консервативным.
Тем не менее, после прошествия пяти месяцев можно утверждать, что бюджет текущего года показывает уверенные результаты. По итогам 12 месяцев ожидается дефицит в размере 2,12 трлн рублей (983 млрд рублей за пять месяцев), который под контролем. Худшая ситуация возникает, когда планируется профицит.
Также проблемой остается высокий уровень госдолга. Покрытие дефицита через размещение ОФЗ является нормой, однако по текущим ставкам это вызывает определенные сложности. Министерство Финансов пока не может найти адекватное решение данной проблемы, несмотря на наличие вариантов.