Платформенная экономика в России и новый экономический ландшафт

Авг 5, 2025 / 16:43

Если вы пользовались маркетплейсами вроде Wildberries или Ozon, искали работу на SuperJob или YouDo, вызывали такси через «Яндекс Go» или заказывали еду в «Купере», вы стали свидетелем платформенной экономики. Эти цифровые платформы формируют новый экономический ландшафт, и в России планируется его упорядочить. В начале июля Госдума приняла законопроект «О платформенной экономике», который содержит правила для маркетплейсов, служб доставки и самозанятых.

Ранее в такси существовали целые структуры — таксопарки, где распределяли заказы и следили за репутацией водителей. В настоящее время эти функции берет на себя алгоритм, что иллюстрирует заместитель руководителя администрации президента Максим Орешкин в интервью журналу «Эксперт». Он подчеркивает, что автоматизация раньше касалась в основном производственных процессов, а теперь она затрагивает взаимодействие между людьми. Платформы выступают безличными, но эффективными посредниками, заменяя собой традиционные организационные структуры.

Платформенная экономика в России и новый экономический ландшафт

Традиционные компании, расширяясь, сталкиваются с внутренними издержками, связанными с бюрократией и сложной иерархией. Платформы же могут легко масштабироваться, поскольку для алгоритмов не существует значительной разницы в обслуживании большого или малого числа пользователей, что делает их более эффективными и менее затратными.

Платформы становятся всё более умными и эффективными благодаря увеличению числа участников, что предоставляет больше данных об их поведении. Эти данные дают возможность предсказывать пики спроса, оптимизировать логистику и управлять рынком с такой эффективностью, которая недоступна традиционным подходам. В результате возникает новая форма экономики, руководимой алгоритмами, а не людьми.

Суть цифровой платформы заключается не в производстве, а в организации взаимодействия между поставщиками и потребителями. Она создает цифровую инфраструктуру в виде сайта или приложения, где обе группы могут встречаться. Привлечение пользователей осуществляется через бонусы, рекламу или субсидии.

Алгоритмы «мэтчинга» играют ключевую роль: они анализируют множество факторов и подбирают наиболее подходящие предложения для потребителей. Как только происходит связь между поставщиком и потребителем, платформа делает всё возможное для облегчения сделки. Чтобы обеспечить прозрачность и честность расчетов, внедряется система репутации, участвуя в которой, пользователи оставляют отзывы и оценки. Некачественный сервис немедленно отражается на рейтинге поставщика, что может привести к потере клиентов.

Развитие платформенной экономики в России приносит множество преимуществ как для поставщиков, так и для потребителей. Чем больше хороших поставщиков на платформе, тем выше интерес со стороны покупателей. В результате эта взаимосвязь способствует саморегуляции системы, создавая устойчивую экосистему.

Статистика показывает, что в 2024 году компании «Ozon» и «Wildberries» обеспечили около двух третей инвестиций в рынок складской недвижимости, способствуя созданию логистических центров по всей стране. Это сокращает время доставки товаров, делая интернет-торговлю доступной для большего числа россиян.

Оборот крупнейших цифровых платформ в 2024 году составил порядка 12 трлн рублей, причем значительная его часть — более 50% — связана с дополнительным производством, обеспечиваемым платформенной экономикой. Маркетплейсы, в свою очередь, вносят около 5% в валовой внутренний продукт (ВВП) страны, и прогнозы указывают на возможный рост этого показателя до 14,8 трлн рублей к 2027 году.

Цифровые платформы также открывают новые возможности для малых компаний, позволяя им эффективно конкурировать с крупным бизнесом, предоставляя доступ к всероссийскому рынку. Например, как отметил Максим Орешкин, человек из отдалённого региона теперь может не только производить, но и продавать свои товары в столице, а также приобретать продукцию оттуда.

Кроме того, цифровые платформы выступают катализатором легализации бизнеса, упрощая проведение сделок и автоматизируя налоговые процессы. Это приводит к снижению теневой экономики, что подчеркивают аналитики при правительстве РФ. Подобные изменения положительно сказываются на состоянии экономики и повышают её прозрачность.

Цифровые платформы значительно изменили рынок труда, однако их влияние имеет как позитивные, так и негативные стороны.

С одной стороны, многие специалисты теряют рабочие места из-за их появления: кадровые агентства постепенно исчезают, поскольку работодатели теперь могут непосредственно связываться с соискателями. Это ведет к распространению гибкой занятости, которую часто обозначают как платформенная работа. В стране миллионы работников, таких как таксисты и курьеры, зарабатывают через цифровые платформы, однако многие из них оказываются в неустойчивом положении, лишенные социальных гарантий, таких как оплачиваемые отпуска и пенсии. Это явление социологи уже начали называть прекариатом.

Среди потребителей возникает угроза утечки личных данных. Платформы могут использовать информацию для таргетированной рекламы или продавать ее третьим сторонам. То же касается манипуляции пользователями и целыми рынками.

С другой стороны, такие платформы способствуют более эффективному использованию ресурсов, поскольку активы, которые раньше простаивали, такие как личные автомобили и квартиры, вовлекаются в экономику, повышая её общую эффективность.

Однако существует риск монополизации. Концепция «победитель получает всё» приводит к ситуации, когда 1-2 крупных платформы могут захватить целую отрасль, подавляя конкуренцию. Тем не менее, платформы также требуют от традиционных бизнесов, таких как такси и гостиницы, модернизации услуг, что может привести к снижению цен и улучшению сервиса.

Важно отметить, что массовое распространение нестабильной занятости приводит к сокращению социальных гарантий, что негативно сказывается на социальной защищенности граждан.

Снижение барьеров для предпринимательства создает новые возможности для микропредпринимательства и позволяет широким слоям населения зарабатывать без значительных вложений. Однако это также связано с налоговыми и регуляторными проблемами, поскольку многие платформы действуют в «серой зоне», избегая традиционного налогообложения и трудового законодательства. Это создает неравные условия для других бизнесов.

Кроме того, новые рынки формируются в результате появления уникальных услуг, например, каршеринга, который ранее не существовал. Однако это также приводит к разрушению традиционных бизнес-моделей, и малые предприятия, такие как локальные таксопарки и небольшие гостиницы, теряют конкурентоспособность, что может привести к сокращению рабочих мест.

С точки зрения прозрачности, системы рейтингов и отзывов способствуют улучшению качества услуг, но существует и проблема цифрового неравенства: люди без доступа к технологиям остаются за бортом новых экономических возможностей. Проблемы, связанные с цифровыми платформами, также появляются в контексте прав и обязанностей участников взаимодействия — продавцов, покупателей и посредников. Законодательство пока не учитывает всех нюансов, создавая неравные условия для онлайн-платформ и традиционных компаний.

В ответ на эти вызовы разработан законопроект «О платформенной экономике», известный как «закон о маркетплейсах». Его цель — установить правила, регулирующие отношения между онлайн-площадками, их партнерами и клиентами, что поможет структурировать и легализовать взаимодействие в цифровой сфере.

Недавно в России был разработан законопроект, который затрагивает не только маркетплейсы, но и сервисы по заказу еды и такси, а также платформы для поиска исполнителей услуг. В настоящее время цифровые платформы не несут ответственности за качество предлагаемых товаров и услуг, и новый закон направлен на защиту интересов всех участников рынка.

В соответствии с инициативой, маркетплейсы обязаны проверять информацию о своих продавцах через государственные реестры, а размещение товарных карточек без необходимых сертификатов и лицензий будет запрещено.

Одним из ключевых требований является запрет на манипуляции с результатами поиска: при выборе определённых критериев сортировки пользователями порядок товаров не может изменяться с целью продвижения рекламы. Ритейлеры, однако, считают, что закон требует доработки, так как в нем не учитывается важный аспект — запрет на проведение акций без согласия продавцов.

Министр экономического развития Максим Решетников отметил, что маркетплейсы фактически стали регуляторами доступа на рынок, но не несут за это ответственности. Он обозначил, что предлагаемые нормы помогут сбалансировать интересы всех игроков и способствовать росту рынка. Генеральный директор Центра стратегических разработок Павел Смелов также высказался о том, что законопроект удачно находит баланс между необходимым регулированием и свободой предпринимательства.

Президент Российской Федерации Владимир Путин поднял вопросы о недобросовестной практике на цифровых платформах, влияющей на конкуренцию и использование данных. Эксперт Президентской академии Игорь Качалов подчеркнул, что гигантизм крупных платформ приводит к проблемам для поставщиков, обнажая их уязвимость и потенциально создавая условия для картельных сговоров. Он акцентировал внимание на важности государственного контроля и регулирования в данной сфере.

По материалам: secretmag.ru