В ходе своего выступления перед Федеральным собранием 29 февраля текущего года Владимир Путин обозначил стратегические планы по развитию цифрового сектора России. Особое внимание было уделено нацпроекту под названием 'Экономика данных', на который до 2030 года планируется выделить целых 700 миллиардов рублей из государственного бюджета.
По мнению президента, инвестиции в сферу информационных технологий должны увеличиться вдвое по сравнению с темпами роста экономики, а мощность отечественных суперкомпьютеров должна увеличиться в 10 раз. Эти амбициозные цели вызывают серьезные вопросы у экспертов. Главный вопрос звучит: достаточно ли выделенных средств для полной и успешной реализации нацпроекта?
В своей статье для Forbes Карен Казарян, генеральный директор Института исследований интернета, и Ирина Левова, директор по стратегическим проектам, обсуждают, какие этапы и задачи необходимо приоритизировать для построения эффективной цифровой экономики. Помимо выделенных 700 миллиардов рублей на период с 2025 по 2030 год, стоит сравнить эту сумму с бюджетом национального проекта 'Цифровая экономика Российской Федерации', который составлял 731 миллиард рублей на период с 2019 по 2024 год.
Несмотря на то, что на первый взгляд сумма кажется невелика, стоит учитывать инфляцию и увеличение цен на импортное оборудование, что добавляет к сложности финансирования проекта. В сравнении с другими странами, такими как Южная Корея или Казахстан, сумма в 700 миллиардов рублей показывает себя вполне конкурентоспособной, хотя и ниже, чем бюджет Великобритании на развитие цифровой сферы.
Важно отметить, что нацпроект 'Экономика данных' не ограничивается просто цифровизацией экономики. Он также включает в себя запуск новых спутниковых группировок, развитие микроэлектроники, обеспечение безопасности городов, мониторинг состояния окружающей среды, улучшение системы здравоохранения, научных исследований и многие другие задачи. Все это требует комплексного подхода и грамотного распределения средств для достижения поставленных целей.
Возможно, установление амбициозных и правильных целей важно, однако стоит ли задаваться вопросом, возможно ли их достичь, распределяя финансирование по множеству различных мероприятий? Если учесть государственные расходы в контексте широкого спектра задач, выводы могут быть не столь оптимистичными.
Например, расходы Японии на развитие космических спутников примерно равны общему бюджету национального проекта, в то время как расходы на развитие микроэлектроники превосходят его более чем в 10 раз. Согласно прошлогоднему исследованию Высшей школы экономики, инвестиции России в ИКТ-оборудование (информационное, компьютерное, телекоммуникационное оборудование), программное обеспечение и базы данных составляют до 4,9% всех инвестиций в основной капитал или 0,93% ВВП, что значительно ниже среднего уровня в промышленно развитых странах (ЕС, США, и Великобритании) — 2,7% ВВП.
Очевидно, что увеличить значимость бюджетных расходов на цифровизацию в ближайшие годы будет непросто. Один из возможных путей решения заключается в пересмотре подхода к осуществлению национальных проектов и поощрении, в первую очередь, частной инициативы. Пример эффективности такого подхода можно найти внутри страны — уже несколько лет действуют широкие возможности и преференции для российской IT-отрасли, успешно внедряются дорожные карты в области высоких технологий, такие как «Новое индустриальное ПО» и «Новое общесистемное ПО».
Российские компании активно замещают иностранный софт и сервисы. Важно отметить, что значительная доля финансирования таких инициатив приходится на сами компании. Безусловно, государство играет существенную роль в развитии цифровой экономики. Среди основных задач государства в этой сфере можно выделить следующие.
Регулирование и нормативная база в области данных являются важными аспектами, поскольку государство определяет правовые основы функционирования рынка данных. Это включает в себя разработку нормативных актов, которые регулируют сбор, хранение, обработку и передачу данных.
Создание благоприятного регуляторного режима является ключевой задачей и не требует значительных финансовых затрат. Государство также может участвовать в создании инфраструктуры для обработки и хранения данных, а также инвестировать в развитие технологий, связанных с данными, таких как центры обработки данных и облачные платформы.
Программа «Цифровая экономика» уже создала значительную базу для развития данного сектора и может продолжать развиваться за счет частных инвестиций. Важным моментом является стимулирование инноваций в области данных. Государство может предоставлять финансовую поддержку, выдавать гранты на исследования, поддерживать стартапы и развивать новые технологии.
Для привлечения частных инвестиций в эту сферу необходимы законодательные изменения, включая изменения в Налоговом кодексе. Поддержка отечественных компаний, занимающихся обработкой данных, также играет важную роль. Государство может предоставлять льготы, организовывать обучение кадров и создавать благоприятную экосистему для развития бизнеса.
Одним из основных направлений является поддержка кадрового потенциала, где без участия государства не обойтись. Обеспечение безопасности данных также лежит на плечах государства. Это включает защиту персональных данных граждан и борьбу с киберугрозами.
Таким образом, стимулирование государственно-частного партнерства является ключевым аспектом, позволяющим решить множество задач по развитию индустрии обработки и передачи данных.
Государство имеет возможность сотрудничать с частным сектором для стимулирования развития экономики данных. Одной из основных целей концепции «Экономики данных» является создание цифровых платформ в различных сферах экономики.
Вместо того чтобы создавать в каждой области государственные информационные системы или устанавливать монополистов при помощи государственно-частных партнерств, важно, чтобы новые цифровые платформы были коммерчески ориентированными и функционировали на рыночных принципах.
Государству необходимо стремиться к балансу между регулированием и стимулированием инноваций с целью обеспечения успешного развития экономики данных. Лучшее использование государственных средств возможно в областях образования, здравоохранения, безопасности и государственного управления.
Если сосредоточить усилия на стимулировании предпринимательства вместо создания новых государственных платформ и озер данных, то строительство сферы экономики данных в России может быть успешным.
Интернет-компании критически отнеслись к идеи о взносах в фонд универсальных услуг связи для АРПП «Отечественный софт», который оператором является ПАО «Ростелеком». По их мнению, это не рыночный механизм, и неясно, кем и как должны быть взносы.
Презумпция вины для маркетплейса - это законопроект, предложенный Председателем комитета Совета Федерации по экономической политике Андреем Кутеповым и депутатом Госдумы от Самарской области Владимиром Гутеневым, который регулирует деятельность маркетплейсов.