Согласно сообщениям российских медиа, показатели комплексной программы развития авиаотрасли (КПГА) до 2030 года могут подвергнуться пересмотру. В рамках аудита возникли рекомендации существенно сократить планируемый объем производства гражданских самолетов, который изначально составил 1 тысячу единиц. Это объясняется тем, что выраженные цифры не соответствуют текущему коммерческому спросу на авиатехнику. В результате проведенного анализа специалисты пришли к выводу, что реальная потребность в новых самолетах ограничивается диапазоном от 50 до 60 машин в год, тогда как ранее планировалось производить 140-270 единиц ежегодно.
Помимо этого, планы по экспорту российских авиалайнеров были признаны чрезмерно оптимистичными. Это еще раз подчеркивает необходимость адаптации существующих стратегий к реальной рыночной ситуации. В сообщении, опубликованном 9 августа, говорится о том, что аудиторы также выявили значительные риски в представленной структуре производства. По их мнению, наблюдается явное смещение спроса в пользу МС-21, в то время как SJ-100 оказался в избыточном предложении, особенно после отказа «Аэрофлота» от его закупки.
Сложной остается также ситуация с себестоимостью производства. Например, разработанный в России двигатель ПД-8, по оценкам аналитиков, стал дороже импортируемых аналогов, что может значительно негативно сказаться на конкурентоспособности отечественной авиационной продукции. Дополнительно отмечен рост цен на комплектующие, что создает дополнительные финансовые сложности для компаний, занимающихся производством самолетов.
В частности, для завершения программы по разработке и производству МС-21 потребуется дополнительно выделить 4 триллиона рублей. В то же время общая стоимость всей программы строительства 1,8 тысячи самолетов до 2040 года оценена в 18 триллионов рублей, из которых 10 триллионов будут предоставлены в виде субсидий из бюджета. Таким образом, становится очевидным, что создание отечественной авиационной техники сталкивается с многочисленными препятствиями и рисками, о которых было указано в первой версии КПГА.
Аудит показал, что программа была составлена в спешке и нуждается в серьезной корректировке или даже в полном пересмотре с нуля. Эти изменения, безусловно, окажут негативное воздействие на планы по импортозамещению в авиационной отрасли. При этом уместным является вопрос о причинах прежней излишней уверенности в высоких показателях. Необходимо рассмотреть, насколько реалистичными были исходные предположения об объеме потребления и спроса на новые самолеты.
Одной из самых острыхProblems осталась управление рисками в самолетостроении. Ошибки в этом преклонном секторе экономики могут обернуться колоссальными потерями для страны. Нет ли в этом явном проявлении некомпетентности или даже предвзятости? Ответить на эти вопросы необходимо, прежде чем двигаться дальше по пути развития авиационной промышленности и менять подходы к планированию и реализации подобных программ. Таким образом, переосмысленный подход к подготовке прогнозов и оценке спроса может сыграть ключевую роль в формировании более стабильной и эффективной российской авиационной отрасли.