Плановая экономика представляет собой систему, в которой ключевые решения о производстве товаров и услуг принимаются на уровне государства с использованием централизованного планирования. Эта модель была разработана как альтернатива рыночной экономике и значительно использовалась в СССР.
В отличие от компаний в рыночной экономике, которые определяют производство и сбыт самостоятельно, в плановой экономике эти вопросы решаются чиновниками. К примеру, в СССР существовал Государственный плановый комитет (Госплан), который разрабатывал стратегию для экономики страны и распределял её по министерствам, которые затем передавали указания предприятиям.

Плановая экономика также известна как командная или административно-командная. Основное отличие от рыночной модели заключается в том, что в первой все важные решения, включая распределение ресурсов и производство, принимает государство, а предприятия обязаны следовать установленным государственным планам.
Финансирование развития также осуществляется по государственным критериям, обычно на то, что считаются приоритетом для страны, а не на основе потребительских предпочтений. Таким образом, плановая экономика ориентирована на выполнение государственных задач и потребностей, а не на свободный выбор потребителей.
Плановая экономика характеризуется преобладанием государственной собственности на средства производства, такие как земля, фабрики и природные ресурсы. В этом типе экономики частная собственность практически отсутствует, а единственными исключениями могут стать кооперативы и производственные артели.
Основные признаки плановой экономики включают централизованное планирование, где все экономические решения принимает государственный плановый орган, и директивное управление, которое требует от предприятий выполнения заранее установленных планов.
Цены на товары и услуги в такой системе устанавливаются государством, что приводит к отсутствию конкуренции между предприятиями. Это значит, что они не стремятся улучшать качество своей продукции или внедрять новые технологии. Вместо этого, распределение ресурсов и производственные объемы также контролируются государством, что ограничивает возможности частной инициативы и предпринимательства.
Достоинства плановой экономики проявляются в экономии на масштабах благодаря планированию и концентрации ресурсов, что особенно важно в кризисные моменты. Гарантии социальной защищенности обеспечивают населению доступ к работе, образованию и медицине на стабильном уровне. Такой подход также создает возможности для долгосрочного развития различных отраслей в отличие от системы, ориентированной исключительно на быстрое получение прибыли. Контроль цен позволяет поддерживать доступность основных товаров для населения.
Однако планная экономика имеет свои недостатки. Одним из основных является отсутствие конкуренции, что не стимулирует предприятия к улучшению качества продукции и инновациям. Бюрократическая система управления часто оказывается громоздкой и замедляет принятие решений. В значительной степени искажаются планы из-за того, что чиновники могут изменять их в своих интересах, что ведет к ошибкам в планировании и недостатку необходимых товаров для населения.
Дополнительными проблемами являются высокие затраты на управление плановой системой и теневая экономика, возникающая из-за дефицита товаров. Низкая мотивация трудящихся также может привести к снижению производительности. В конечном итоге, решения в плановой экономике нередко принимаются исходя из политических убеждений, а не экономической целесообразности.
Плановая экономика как концепция приобрела значительное внимание в марксистской теории, изложенной Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. В России идеи планового подхода начали активно обсуждаться в начале XX века, когда Российская социал-демократическая рабочая партия предложила национализировать всю собственность и предоставить государству управление экономикой. Марксисты утверждали, что плановая экономика способна обойти недостатки капиталистической системы, устраняя беспорядок и социальные проблемы.
Первая реализация централизованного планирования в масштабе страны произошла в СССР с учреждением Государственного планового комитета (Госплан) в 1923 году. Госплан занимался разработкой пятилетних планов, детализируя их на годовые, квартальные и даже месячные задания. К 1980-м годам компания отслеживала десятки миллионов позиций, используя огромный штат сотрудников и специализированные институты.
Основной целью советского планирования было сведение к минимуму зависимости от импорта, максимальное самодостаточность в производстве. Успехи плановой экономики связывались с возможностью государственной структуры предлагать решения, недоступные для отдельных коммерческих компаний. Централизованное планирование способствовало снижению затрат на конкуренцию, устранению конфликтов интересов и обеспечивало стабильный экономический рост, развитие новых отраслей и инфраструктуры.
В советской экономике предприятия и работники занимали в основном пассивную позицию, исполняя указания, исходящие от верховного руководства. Это ограничивало инициативу и способствовало формальному исполнению планов, что отрицательно сказывалось на производительности.
В условиях холодной войны такая система позволила сосредоточить ресурсы на развитии военно-промышленного комплекса, однако она также привела к дефициту продовольствия и товаров повседневного спроса. Период «застоя» (1965−1985 гг.) завершился перегибами в сторону тяжёлых отраслей, нарастающими системными противоречиями и снижением социально-экономического потенциала СССР.
В то время как в развитых странах акцент смещался к «экономике знаний», советская плановая экономика всё ещё концентрировалась на объёмах производства в тяжёлой промышленности. Основная проблема заключалась в различии интересов государственных нужд и потребностей конкретных предприятий и коллективов, что делало взаимодействие формальным: реальные участники системы не имели влияния на решения.
Институты обратной связи, такие как профсоюзы, к тому времени утратили свою значимость. Основные решения принимались чиновниками, что порождало лоббизм и иногда приводило к искажению информации и установлению нереалистичных производственных планов.
К концу 1980-х годов стало очевидно, что экономика находится в кризисе: валовой национальный продукт ухудшился, оборудование устарело, бюрократические барьеры увеличивались, а экономика всё больше отставала от потребностей граждан.
Снижение мировых цен на энергоносители усугубило экономические трудности, что привело к кризису советской модели. Несколько стран с плановой экономикой были вынуждены исчезнуть, а другие начали реформы, переходя к смешанным или рыночным моделям.
Польша служит ярким примером успешного преобразования: реализация эксперта Лешека Бальцеровича способствовала переходу от централизованного планирования к рыночным механизмам, что поспособствовало быстрому экономическому росту.
Анализировать причины краха советской плановой экономики продолжают экономисты и историки. Основные проблемы, с которыми столкнулась система, заключались в недостатках в разработке планов, отсутствии стимулов для работников, отсутствии частной собственности и свободной конкуренции, а также чрезмерной роли государства в экономике.
Эти факторы, вкупе с политической нестабильностью и неблагоприятной экономической ситуацией, способствовали кризису, приведшему к распаду Советского Союза.
В наше время полностью централизованное планирование практически не встречается. Многие страны применяют смешанную модель, в которой рыночные механизмы сочетаются с элементами государственного контроля.
Это позволяет оставаться гибкими и адаптивными: для значимых отраслей продолжает применяться практика пятилетних планов, а государство стратегически направляет развитие ключевых направлений экономики, инфраструктуры и технологий.
В Китае основная часть экономики функционирует по рыночным принципам, однако ключевые сектора, такие как энергетика, железные дороги, связь и оборона, остаются под контролем государства. Эта модель часто называется «социализмом с китайской спецификой», представляя собой смешанную экономику с планируемыми элементами.
Страна характеризуется высоким уровнем централизации, где большинство предприятий и сельскохозяйственных угодий принадлежат государству, а ресурсы распределяются по заранее установленным планам. В последние годы частное предпринимательство получило легальную поддержку в некоторых областях, что является реакцией на недостатки жесткой плановой экономики.
С появлением цифровых технологий, таких как облачные вычисления и искусственный интеллект, возобновляется интерес к централизованному планированию. Эти технологии могут помочь в решении сложных расчетов и повышении качества исходной информации, что исторически было одной из причин неудач советской экономики.
Историк Юваль Ной Харари указывает на преимущества распределенной обработки данных, которые становятся особенно актуальными в контексте современной экономики. Современные методы анализа информации позволяют более точно прогнозировать производство, учитывая разнообразные факторы, включая тренды и предпочтения потребителей.
Ведущие специалисты российских университетов, таких как МГТУ им. Баумана и МГУ, предлагают создать пилотный проект цифровой системы Госплана для контроля исполнения государственных заказов.
Это требует разработки цифровых моделей планирования и вопросов, связанных с возвращением к практике пятилетних планов, адаптированных к современным условиям. История советской экономики включает 12 пятилеток и одну незавершенную.
Во время Второй мировой войны даже страны с рыночной экономикой частично применяли плановые принципы.
Существует альтернатива плановой экономике — децентрализованное горизонтальное планирование, где производственные коллективы разрабатывают планы, а государство участвует в координации. Но на практике такие подходы пока не реализованы, и их преимущества возможно оценить лишь теоретически.