Согласно долгосрочной стратегии Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), российским гражданским заказчикам в период с 2025 по 2036 год потребуется 2,3 тысячи судов.
Однако, по данным «Ведомостей», такое количество невозможно построить. Заместитель гендиректора ОСК, Андрей Бузинов, отметил, что с 2011 по 2022 год российские верфи построили лишь 201 гражданское судно, что свидетельствует о том, что при сохранении нынешних темпов можно было бы удовлетворить только 10% потребностей.
Новая стратегия предполагает увеличение скорости сдачи судов в несколько раз, что позволит достичь уровня 600-750 единиц. При переходе на серийное производство возможно выполнение плана по сдаче 1000 судов, что соответствует целям, установленным Минпромторгом, согласно которому на первую половину 2023 года было запланировано строительство 985 судов.
Однако, как подчеркивает ОСК, объем выпуска будет зависеть от государственной поддержки. Аудит показал, что текущая модель компании убыточна, так как предприятия несут все риски, связанные с кооперацией поставщиков.
Любые сбои в поставках приводят к снижению рентабельности и переносам сроков выполнения заказов. В представленной стратегии рассматриваются два варианта развития, но эффективность и устойчивость компании сильно зависят от внешних факторов и поддержки со стороны государства.
Первый сценарий «Казенное судостроение» акцентирует внимание на государственном заказе и упрощении структуры верфей, что должно снизить убытки.
Второй, под названием «Судостроение 4.0», предлагает цифровизацию процессов, создание новой версии среднетоннажного судна и освоение производства комплектующего оборудования.
Компания отдает предпочтение второму сценарию, так как он отвечает требованиям заказчиков и способствует рентабельности ОСК.
Однако гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров указал на трудности в достижении цели строительства 600-750 судов к 2036 году, назвав её «супероптимистичной».
Российские верфи значительно уступают китайским по стоимости и срокам, что требует повышения эффективности.
В 2023 году ОСК попало под управление ВТБ, а глава банка Андрей Костин стал председателем совета директоров.
В мае 2024 года он провел аналогию между верфями и историческим музеем, указывая на устарелое оборудование.
Полгода спустя он назвал модернизацию петербургских верфей ключевой задачей, но выразил сомнения в наличии финансов для её реализации.