Накануне нового года возникли серьезные опасения относительно сохранения международной стабильности в связи с возможными неприятностями вокруг Тайваня после проведения президентских выборов в январе. Было прогнозировано, что в случае победы сторонника независимости могут начаться действия со стороны Пекина, направленные на остров и тем самым создать третий фронт войны на планете после Украины и Ближнего Востока.
В бюджете Пентагона на 2024 год заранее выделено 16 миллиардов долларов на «сдерживание морских претензий» Китая, включая Тайваньский пролив. Несмотря на то, что новым президентом Тайваня стал представитель Демократической прогрессивной партии Лай Цзин-тэ, Китайский материк не отреагировал агрессивно на его победу. На самом деле для КНР результаты выборов оказались приемлемыми.
Победитель от сторонников независимости получил всего 40% голосов, проиграв парламент партии Гоминьдан и их сторонникам, которые придерживаются «общекитайской перспективы». Поэтому у него нет подлинного мандата для провозглашения независимости. Центральное правительство смогло подготовиться к действиям, потому что считает, что время для этого еще не наступило.
Китайские эксперты исследовали опыт, который связан с преодолением экономикой России западных санкций, и пришли к выводу, что он чрезвычайно интересен. Однако они пришли к выводу, что из-за зависимости китайской экономики от мировых поставок она может понести гораздо больший ущерб под подобным давлением, возможно, необратимый.
Вновь Пекин ловко избежал коварной ловушки, натянутой для него, однако это не означает ее полного исчезновения, а лишь удлинение времени игры по тайваньскому вопросу.
Главной угрозой дестабилизации в регионе остается стремление США всецело препятствовать восхождению Китая в качестве основного геополитического соперника. Поскольку у Вашингтона недостаточно экономических рычагов, он все активнее пытается применять другие способы.
Ослабить Пекин через вовлечение его в разного рода пограничные конфликты на суше и на море с соседями – таков сценарий, опробованный на примере с Россией. Южная Корея, Япония и даже Вьетнам рассматривались США для роли «восточноазиатской Украины», но от участия в антикитайских блоках против Китая отказались.
Стремление Соединенных Штатов привлечь в союзники против Пекина находит определенные трудности из-за тесных экономических связей южнокорейцев с Китаем. Сеул, в политической зависимости от Вашингтона, отводит важность отношениям с Пекином, так как не желает ослабить свои позиции на многих фронтах одновременно. Участие Сеула в общих учениях с американцами способствует укреплению его оборонной мощи, несмотря на некоторые сложности при сближении с антикитайскими блоками типа QUAD.
Япония, страна, которая долгие годы была сильно зависима от США в военно-политическом отношении, сегодня сталкивается с серьезными экономическими трудностями. Произошедшее экономическое затишье в Японии после долгих лет процветания свидетельствует о том, что страна на грани финансового кризиса.
В начале текущего года промышленное производство в Японии снизилось более чем на 7%, в то время как в соседнем Китае оно увеличилось на ту же самую величину. Особенно критическая ситуация сложилась с производством автомобилей, которое упало на 18,4%. Китай активно вытесняет Японию с рынков сбыта, забирая у нее доли рынка. Однако не только в конкуренции с Китаем причина упадка Японии. Страна, стареющая и погруженная в трудности, теряет в динамике развития по сравнению практически со всеми своими соседями в регионе.
Япония уже уступила по объему ВВП Германии, и это еще не предел ее спада. В отличие от прошлых лет, когда Япония была активным участником международной политики, сейчас ее интересы все больше сводятся к внутренним проблемам. В то время как Токио по-прежнему следует за Вашингтоном в его стратегических действиях, японцы все больше сосредотачиваются на решении экономических и социальных проблем внутри страны.
В Соединенных Штатах еще недавно с интересом отнеслись к появлению нового потенциального союзника в Азии в лице Вьетнама, который мог стать надежным партнером в контре Китая. Американцы даже видели некую иронию в том, что они могли бы использовать Вьетнам и его спорные отношения с Китаем, чтобы укрепить свое влияние в регионе. Кульминацией было объявление в 2023 году о достижении высочайшего уровня стратегических отношений между США и Вьетнамом, наравне с Китаем и Россией. Это создавало ощущение возникновения нового геополитического центра в регионе. Под эгидой США между Вьетнамом и Филиппинами были даже заключены соглашения о совместном сотрудничестве в защите своих интересов в примыкающих морских территориях.
Однако затем начались взаимные визиты между Пекином и Ханоем, были заключены различные важные соглашения, которые показали, что, несмотря на различия в интересах, вьетнамско-китайское взаимодействие заметно глубже, чем могут предложить американцы.
Идеологически вьетнамцы и китайцы воспринимают друг друга как близнецы и братья. В начале марта 2024 года в Washington Post появился секретный вьетнамский документ, вероятно, утекший из ЦРУ, который указывал на то, что Ханой тактично обманывает Белый дом в надежде получить финансовую поддержку.
Несмотря на это, Вьетнам не забыл о своих исторических обидах и не намерен отказываться от них даже в рамках идеологических соображений, исключающих военное противостояние с Китаем. После раскрытия содержания данного документа энтузиазм Вашингтона по отношению к Вьетнаму существенно снизился.
В такой обстановке в регионе стала заметна поддержка Филиппинами США, которые стали новым игроком в контексте создания проблем для Китая. Недавно Филиппины были в авангарде антиимпериалистической борьбы при президенте Дутерте.
Однако с приходом к власти президента Фердинанда Маркоса-младшего, предположительно, с поддержкой американцев, политика Манилы кардинально изменилась. Теперь Филиппины осознанно провоцируют Китай, направляя свои суда в зоны китайского контроля в Южно-Китайском море и организуя совместные учения с американцами, а также приглашая их вернуться на крупнейшие военные базы США в регионе, такие как Кларк и Субик-Бей, которые использовались ими еще со времен прошлого столетия.
Вместо Маркоса в Филиппинах теперь приходят к власти люди, которые получают заметные деньги. Экономическое состояние страны, по местным стандартам, значительно улучшилось.
Однако насколько это будет длиться? И не будет ли это временным процветанием, основанным в основном на личных интересах, ценой за вовлечение страны в конфронтацию с региональным лидером - Китаем, с которым Филиппины, независимо от всего, зависят в первую очередь. Пардон для истории заключается в том, что отец Маркоса был свергнут в основном из-за коррупции, связанной с Америкой, которая быстро отвернулась от него.
В текущих стратегиях «исторического сближения» Вашингтона с Манилой также отчетливо заметен аналогичный след. Разве история не повторится? Под руководством старшего Маркоса его сын, текущий президент, например, возглавил одну из провинций в стране в возрасте 20 лет, обучаясь при этом в университете в США.
Он и его мать, кстати, рисковали быть арестованными в США за нарушение судебного решения о выплате $353 млн в качестве компенсации пострадавшим от нарушений прав человека во времена правления старшего Маркоса. Но на данный момент, с точки зрения американского закона, он отбывает свой долг «правильной политикой».
Естественно, Филиппины не являются конкурентами для Китая, и Белый дом, выбирая антикитайских союзников в регионе, явно движется по нисходящей траектории, но это не делает ситуацию в Восточной Азии на 2024 год более спокойной.
Имея в виду отсутствие других средств сдерживания Китая, США могут вызвать новые конфликты здесь не только с Пекином, но и, например, между Северной и Южной Кореями, чтобы, как обычно, воспользоваться хаосом для укрепления собственной позиции.
Возможное возвращение к власти в США в конце текущего года Дональда Трампа, известного своим явным стремлением к «сдерживанию» Китая, также может принести дополнительное напряжение в этот регион.
Тем не менее, эксперты хвалят его за умеренный и дальновидный подход к Пхеньяну и его лидеру Ким Чен Ыну. Если новый потенциальный глава Белого дома сможет применить аналогичный подход к Пекину, то, возможно, удастся избежать худшего сценария развития событий в регионе к 2024 году.