Новый национальный проект под названием «Эффективная и конкурентная экономика» готовится к запуску в ближайшие месяцы, заявил исполняющий обязанности вице-премьера Александр Новак на заседании комитета Государственной думы по энергетике.
Новак выступает за создание новой модели экономического роста - экономики предложения, которая стимулирует развитие страны. Этот новый проект неизбежно затронет нефтегазовую отрасль.
По мнению заместителя председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, топливно-энергетический комплекс (ТЭК) остается основным двигателем экономики в перспективе среднесрочного развития.
Статистика говорит сама за себя - ТЭК приносит 20% ВВП, более трети инвестиций и доходов федерального бюджета.
Новые члены Правительства, отвечающие за энергетику, должны обратить внимание на ключевые секторы, такие как нефтегазовая и электроэнергетическая отрасли.
Главный удар санкций за последние годы приходился на российскую энергетику. Эффективный ответ на давление и поддержание стратегического развития в интересах страны возможны лишь через системный диалог между регуляторами и организациями ТЭК.
Основные цели сектора остаются без изменений, включая обеспечение внутреннего рынка топливом, углем и энергией, укрепление экспортного потенциала с фокусом на Азиатско-Тихоокеанский регион, Африку и Ближний Восток, запуск модернизации НПЗ, электростанций, строительство нефтехимических предприятий, развитие возобновляемых источников энергии, газификация и социальная догазификация.
Однако возможен иной подход. Понятие «экономики предложения» предполагает снятие различных регуляторных барьеров для товаров и эффективное стимулирование производства и конкуренции на рынке, включая снижение налогового давления.
Как указывает Станкевич, российская нефтяная промышленность, несмотря на внешние давления, действует в условиях очень высоких налогов и социальной нагрузки. Применение демпферного механизма (частичная компенсация нефтяникам из государственного бюджета за поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных) позволяет удерживать цены на нефтепродукцию на розничном рынке на уровне официальной инфляции. Этот механизм доказал свою эффективность и будет сохранен.
Однако Правительству предстоит решить сложную задачу: обеспечить значительные инвестиции в геологоразведку углеводородов, сбалансировав между фискальными и стимулирующими функциями налоговой системы.
По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, на данный момент не идет речи о снижении налогов. Прежде всего нефтегазовой отрасли необходим стабильный, неизменный в среднесрочной перспективе налоговый режим. Правила игры слишком часто меняются. Это мешает развитию отрасли и инвестициям. Кроме того, это относится к правилам оперирования на внутреннем рынке топлива, с ограничениями на экспорт и корректировками демпфера. Неопределенность в определении цены на Urals сказывается на объеме налогов для российских нефтедобывающих компаний.
Согласно мнению экспертов, в настоящее время отрасль нефтегазового сектора России регулируется вручную, что серьезно затрудняет развитие этой сферы и в целом тормозит рынок. Аналогичное мнение высказывает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов. Он полагает, что важно изменить установленное направление обеспечения бюджета за счет доходов от нефтегазовых ресурсов на перераспределение этих ресурсов на внутренний рынок.
Это необходимо для стимулирования экономического роста, развития транспортных сетей и улучшения жизненного стандарта населения. Важно создать новые механизмы поощрения для нефтепереработки, поскольку существующие стимулы были ориентированы на увеличение экспорта. Аналогичная ситуация присутствует и в газовой промышленности.
Обладание значительными газовыми ресурсами – это конкурентное преимущество России. Однако, если мы продолжим воспринимать внутренний рынок как неприбыльный и второстепенный, и продолжим ориентироваться исключительно на экспорт в газовой сфере (стремясь только к замещению поставок в европейскую зону), то мы утратим это конкурентное преимущество.
Необходимы стимулы для газопотребителей (как промышленных предприятий, так и населения), а также создание благоприятных условий и конкуренция для нефтегазовых компаний на внутреннем рынке. Однако, как отмечает заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев, государственная концепция развития топливно-энергетического комплекса вероятно останется без изменений.
В этой области преобладают крупные корпорации. Не проводится стимулирование малых и средних предприятий ни на уровне добычи, ни на уровне переработки, ни на уровне реализации продукции. Необходимо пересмотреть стратегию развития отрасли с целью более эффективного использования ресурсов и стимулирования внутреннего рынка.
Без сомнения, конкуренция будет оставаться актуальной на рынке АЗС из-за большего количества независимых заправок, чем у крупных нефтяных компаний. Впрочем, общая тенденция увеличения размеров операторов в добыче и переработке нефти будет сохраняться.
Пока налоговая система не предоставляет возможностей для развития независимой добычи, переработки и продажи сырья, по мнению экспертов. По их мнению, сейчас важно определить стратегию развития топливного рынка России в части механизмов ценообразования и использования альтернативных видов топлива.
Общемировой аспект требует определения пути – либо государственное регулирование, либо развитие биржевой торговли и срочного рынка. Итак, прогнозируя, следует отметить, что эксперты не ожидают значительных уступок в налоговой политике для нефтегазовых компаний.
Однако сильный спрос сохраняется на стабильность налоговых условий для отрасли и решение технических вопросов, связанных с внутренним рынком и правилами экспорта.